Введение

10 Май 2010

Введение

Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

1 Ин. 5:11

А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения.

Рим. 9:31,32

Он есть камень, пренебрежённый вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения.

Дея. 4:11

И уже не я живу, но живёт во мне Христос… Не отвергаю благодати Божией. А если законом оправдание, то Христос напрасно умер.

Гал. 2:20,21


Многим кажется, что человек, который пишет книги, пишет их с корыстной целью: прославиться, разбогатеть, приобрести сторонников, быть услышанным. Эта же книга составлена из записей, которые велись с одной целью: разобраться в происходящем со мной самим (и уже отсюда – с другими), найти выход из крайне тяжёлых ситуаций, найти смысл собственной жизни, способы управлять собственным характером и природой. В этих упорядоченных в книгу записях лишь отражается моё собственное состояние и взгляды, отмечаются самые яркие прозрения и открытия, которые хотя бы временно помогали мне и хотя бы немного облегчали жизнь. Я не надеюсь быть до конца понятым, потому что сам не понимаю до конца многих людей. Но пишу это в надежде, что эти словесные символы помогут ещё кому-то.

Это книга о свободе, любви и творчестве. О свободе, потому что цель настоящей религии – в освобождении человека от всего, что убивает его дух для вечности. О любви, потому что в ней я вижу смысл жизни. О творчестве, потому что только в нём человек возвышается над обыденностью и становится таким, каков его небесный Отец, Бог.

Что бы человек ни делал, какое бы положение в обществе ни занимал, каким бы красивым и одарённым ни был, какими бы средствами и благами ни владел, какую бы религию ни исповедовал и какого бы возраста ни был – он находится в одном из двух возможных состояний. Либо он раб, либо свободный. Либо ненавидит кого-то, либо любит. Либо занят пошлой суетой, либо творчеством. В одном из этих состояний он ощущает в себе источник жизни, полноту жизни, свет и правду. Тогда он не озабочен вопросом о смысле жизни, о собственном спасении и бессмертии1. Он дарит плоды своего дара другим и забывает свои беды, осмысленно перенося любые страдания, которые ему встречаются на жизненном пути. В другом он испытывает тоску, скуку и пустоту, которую ничем не может заполнить. Он ощущает в себе ложь, темноту и смерть. И многое бы отдал за то, чтобы вернуться, но словно наталкивается на закрытую дверь. Я хочу показать, что человек может в мгновение ока перейти из одного из этих состояний в другое.

Не всегда люди умирали. Библия начинается с повествования о появлении нашего мира благодаря Божьему творчеству. Тогда как главное явление, противоположное творчеству, – смерть, распад. Думаю, что смерть является лишь концом разложения, который длился всю нашу жизнь. Механизм этого процесса я хочу показать в этой книге, равно как и механизм обретения силы для воскресения, т.е. противодействия силам и источнику разложения и распада. Убеждён, что любой из смертных может стать целостным существом, преодолев распад в своём духе, и, таким образом, обретя залог бессмертия. Люди боятся говорить о смерти потому, что она яркое свидетельство их несовершенства и неполноты, слабости их воли, ума и характера. Убеждён, что та направленность воли, которая лишь проявляется в узости и ограниченности, плоскости ума и поверхностности духа и является причиной гибели не только отношений, но и вообще человека, а с ним и его мира. Напротив, бесспорно, что совершенное невозможно уничтожить: когда ты исполнен Полнотой Божией, Божьего характера и мудрости, ты не можешь впасть в узость, ограниченность или фанатизм. Материальные и нематериальные вещи не главный предмет твоего внимания, потому что ты тогда больше, нежели просто плоть и кровь. Хотя обычный человек отличается тогда от тебя лишь малым пятном в его характере.

В Ветхом завете Бог из двух тельцов выбирал того, который был без пятна и порока: для меня это значит, что спасение, бессмертие зависит от совершенства, а несовершенные не будут спасены. Это не пуританизм или перфекционизм, потому что с совершенством большинство связывает совершенство бесчеловечное, совершенство фарисеев и педантов, совершенство законническое, которое вызывает отвращение, потому что за ним не ощущается никакой глубины. Совершенство же Христа, то совершенство, от которого зависит спасение, оно привлекает людей. В нём нет гордости и упоения своей низостью, как это обозначено символом 666 в противоположность символу 7. В нём есть сила для спасения любого из нас. Ибо это сила роста и движения, а не торможения и препятствования развитию. Я верю, что Богу, сотворившему всё, известен механизм очищения, освобождения от греха, чёткий и ясный. Я убеждён, что такая система существует: ясная, определённая система духовных шагов и упражнений. Я убеждён, что этот механизм и эта система доступны для понимания обывателя. И что для овладения ими целая жизнь не нужна, а сравнительно короткие сроки с помощью силы небесного Отца. Неуспех и неудача большинства человечества овладеть ими связана с нежеланием и скрытым идолопоклонством этого человечества. Святость и бессмертие, сила спасения от греха и смерти – результат резонанса сердец Бога и человека. А резонанс подразумевает, что человек живёт как Сын Богу, а не как враг Ему, как избравшая, а не как застрявшая в любовном треугольнике. Резонанс означает такой же дух, такую же волю и такие же желания, как у Отца. То есть такой же характер. Без них спасение невозможно, и никакая Божья или Христова любовь, сила и мудрость не смогут ничего поделать. Это христианин должен понимать чётко и недвусмысленно.

Цель того, что сделал Христос, была в том, чтобы указать путь к духовной свободе человека, и, как следствие этого, – путь к бессмертию. Не так, что Он произвёл какое-то действие, и всем нам нужно только молиться Ему, ходить в «правильную церковь», соблюдая её устав, и мы обязательно воскреснем для вечной жизни. Нет. Христос говорил, что Он Сам есть Путь и Истина, и Жизнь. Вечен только Бог, поэтому у человека нет иного пути к бессмертию, как только через Богосыновство. Каждый из нас может стать таким, каким был Христос и получить от Отца силу построить свой храм за три дня, если его разрушат. Это было целью жертвы Христа: сделать Себе братьев и сестёр, которые по Его примеру могли бы делать то же, и потому жить вечно. Если в нас нет столько же дерзости вершить такие же дела, сколько было во Христе, если Бог для нас не реальный отец – то нет никакого смысла ни в нашей молитве, ни в нашей вере. Если же мы задались такой задачей – мы должны знать, что ведёт к смерти и вечной гибели человека, а что ведёт к его жизни и спасению. Знание обоих этих путей, равно как и знание о характере и сущности Христа даёт Библия.

Надеюсь, что моя книга объясняет многие «противоречия» в Святом Писании. Я собрал почти все камни преткновения, почти все основные вопросы христианства, для многих трудные и спорные. Собрал, чтобы передать Христа таким, каким вижу Его я, и каким, думаю, многие Его видеть боятся (это связано с тем, что получив от Бога независимое существование, они построили мир, в котором нет места Ему).

Я убеждён, что подлинный смысл храма, как его задумал Бог, мало отличается от смысла, заложенного в творении: земля изначально была – один Божий храм. А храм был задуман для восстановления изначального замысла. В этом смысле храмов не может быть множество, но только один. И в этом же смысле Дом Божий, дом подлинной любви и свободы, дом Божьей Земли и Божьей человечности, в наши дни, как и ранее, почти пуст. Стены его разрушены: те, кто призваны стать народом Божьим, ещё не все свободны; большинство – в плену, подобном пленению Израиля Вавилоном. Тогда как всегда есть время сбросить оковы предубеждений и ложной религиозности, двойного поклонения, служения разнообразным идолам. Слова пророчества «Выйди от неё» (От. 18:4), относящиеся к нашему времени, призывают не только выйти из ложных Церквей, но и выйти из плена общечеловеческой греховности, призывают к восстановлению разрушенного храма Божьего вне пространства и времени. К строительству скинии Давидовой, основание которой – не только Бог, но и человек, не только Божья, но и человеческая активность во Христе. Ведь это следует из отношений между двумя природами Христа.

Отношения между двумя природами Христа – не сухой догмат, а образец отношений между Богом и человеком, между человеком и его ближним, между мужчиной и женщиной, между духом и плотью, между личностью и обществом. И я буду детально останавливаться на каждом из этих аспектов.

С одной стороны, я делюсь своим пониманием сущности и цели христианской религии: даю своё понимание тайны благочестия – тайны Богочеловечества, а также роли храма и Десятисловного закона в этой тайне, роли творчества в спасении человека. С другой стороны, даю своё ви́дение путей осуществления вышеупомянутой тайны в жизни конкретного человека, на практике, в связи с его конкретным грехом и учитывая его пол.

Также необходимо сказать о том обществе, благодаря которому появилась эта книга и к которому направлена, наряду с простым неискушённым религиозными вопросами читателем. Я часто говорю об Адвентистской Церкви и обращаюсь к её членам потому, что дорог мне этот народ, как некогда Вл. Соловьёву – Израиль: духовно я родом из него и болею душой за него, ибо считаю, что он более других нуждается в духовной поддержке; он тот, кто до сегодня обладает полнотой Истины, но, в то же самое время, и тот, в ком большинство недостойно этой истины и поступает хуже неверующих. В наши дни протестантская Церковь христиан-адвентистов седьмого дня внешне как бы процветает и представляет собой многомиллионную всемирную организацию с сетью образовательных и медицинских учреждений. Любому человеку открыты как тепло и взаимопонимание дружной семьи участников её движения, так и учение, наиболее соответствующее принципам Библии и протестантизма. Но это только на первый взгляд. В противовес красивому и правильному учению, с кафедры вы можете услышать искусно завуалированную ересь неверия в возможность человеку даже до конца своей жизни или до конца мира обожиться, приобретя Божий характер. Работа над духовным строением Божьим, над тем, что я называю царством Божьей человечности, в официальном адвентизме сейчас оставлена в стороне, точно так же, как это было перед Первым пришествием Христа, как это было у фарисеев. Это касается не всех адвентистов, но большинства из них. Я говорю об адвентистском идолопоклонстве у Закона и у авторитета, у Церкви и у евангелизации, – о поклонении твари вместо Творца, о поклонении тому, что не Бог (подробней об этом см. главу «Идолы и Бог»). Да, необходимо проповедовать, соблюдать Закон и субординацию не только в государстве, но и в «теле Христовом», но если эти дела не преображают греховную человеческую природу и в ней остаётся пятно или порок, – это признак поклонения истинам и институтам, а не Давшему их. В такой религии нет никакого толка. Все призывают к миру, к любви, кротости, но крайне редко кто-либо указывает на причину жестокости, равнодушия, ненависти и нетерпимости. Только обладающий духом Илии может «обратить сердца отцов к детям» (Мал. 4), потому что дух Илии видит и изобличает идолопоклонство, хотя бы оно было смешано или прикрыто подлинным поклонением. Потому что дух Илии – это дух правдолюбия, а не только милости. Это дух полноты, способный вместить в себе многих и понять многих, даже тогда, когда эти многие вместить его не могут. История повторяется и избранный народ Божий в наши дни грешит так же, как и в дни древние. Ведь, почему не было дождя во время царствования Ахава (3 Цар. 17–18)? Потому что «вы презрели повеления Господни и идёте вслед Ваалам» (3 Цар. 18:18), т.е. есть каждение идолу. Почему нет так долго ожидаемого излития силы Св. Духа, – силы подлинной праведности и святости, силы управления как природой своей, так и природой внешней, почему нет излития этого «позднего дождя» на Церковь? Потому что среди неё есть поклонение бездушным. Здесь я не ограничиваюсь одной определенной деноминацией. И говорю не о ней одной.

Насилие, от губительного слова до физических расправ, бессердечие, попустительство, жестокость, – духовные болезни, распад христианского мира, некогда единого тела Христова, т.е. Церкви, на конфессии, вызваны древней причиной – всё тем же языческим идолопоклонством, вошедшим в Церковь официальную, только принявшим теперь более утончённые формы. Этот болезнетворный микроорганизм действует во всех клетках организма, во всех деноминациях. Ибо, человек или определённая религия не может, т.е. не хочет пожертвовать своим желанием поступать определённым образом даже ради Царства Божьего потому, что кадит этому желанию своему, как Богу. Это сладкая страсть, в которой Ф.М. Достоевский видел причину большей части грехов; это идолопоклонство; это то, что Н.А. Бердяев определяет термином «объективация». Почему я говорю об идолах? Потому, что Богу угодно показать всем их как причину всех дел плоти: равнодушия, ненависти, злобы, ссор, и проч. Идолопоклонство – причина нарушения любой из заповедей; это корень почти всех грехов человечества. За истинами, за историями и словами в Св. Писании, за словами и поступками подлинного христианина стоит не объект, не Истина как бездушная отвлеченная теория или неосуществимый идеал, а живая Личность, дух, свободный от каждения кому-л. или чему-л.

Среди тех, кто мечтает войти на небо, в новый мир и бессмертие, одни хотят это сделать через принадлежность к Церкви, другие – через соблюдение заповедей Закона, третьи – через добрые дела, четвёртые – «как-то» со всеми попасть туда благодаря Божьей доброте и милости. Один путь в новый мир, в храм вне пространства и времени, – через Христа Иисуса, Его жизнь, – через личные Полноту и Совершенство, а не через узость, частность и ограниченность. Разбирая Писания, сравнивая текст с текстом, я желаю говорить о пребывании во Христе как о единственном спасении и единственной подлинной полной жизни, как написано: «Нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы спастись» (Дея. 4:12), и: «Жизнь явилась» (1 Ин. 1:2). Духовность, свобода, христианство, исполнение заповедей невозможны без единства с Богочеловеком, – не только с Богом, но и с человеком в Боге, не только с «написано», но и с «написано также», не только с истиной, но и с милостью, не только с законом, но и с творчеством. Все проблемы человека заключаются в его рабстве, и, как следствие, – в его узости и ограниченности. Ложное поклонение, поклонение идолам – та же самая проблема, проблема освобождения человека от рабства у частных истин и желаний, идей и идеалов. Подлинная же свобода и истинное поклонение, соблюдение заповедей и вера, действующая практической любовью обретаются лишь принятием внутрь Полноты Христа и хождением в Нём, т.е. жизнью в Его Духе, Который есть «Полнота Божья». Ведь дух и есть целостность. Обретение Христа и есть обретение Царства Божьего, обретение свободы, возвращение к Богу, к Отцу, к существу близкому и родному. Потому что только в этом спасение: быть такими, как Он, жить, как Он жил, а не просто «стремиться к этому». Т.е. быть таким же бесстрашным в правдолюбии и таким же терпеливым в милости, свободно творящим новый мир независимо от власти мира старого, нас окружающего. Потому что как во дни Ноя, сейчас человек либо в ковчеге спасения, либо вне его: либо он человечно совершенен, либо в характере, т.е. в сущности и духе его есть пятно или порок, недостаток и идол. Видя через всё Писание волю Божью о нас, чтобы образ Сына Его был запечатлён в каждом, больше нет времени бояться той тайны, «которая… возвещена всем народам для покорения их вере» (Рим. 14:25), которая есть Иисус Христос в нас (см. Кол. 1:27). То есть воплощения Христа как Отчего замысла о каждом из нас.

Воплощение Христа в единичном человеке реально, если этот человек готов пожертвовать всем, чем обладает и к чему привязан чрезмерно, и если готов творить вместе с Богом. Ведь человек призван творить полноту и совершенство так же, как и Отец его, Бог. Это значит, что он отрекается от этого назначения, когда ограничивается частным и временным. Здесь смешно, противореча мне, указывать на тот факт, что человек не может сотворить и муравья, – все трагедии Земли начались с элементарной страсти. Все Богом данные силы и энергии, уходят в, фигурально выражаясь, чёрную дыру похоти. Спасение планеты начинается со способности страстью этой управлять. И либо Христос показал эти способности, ходя по водам, воскрешая и освобождая от грехов, будучи и обычным человеком, а не Богом только, либо нечего нам называться христианами, собираться в Церковь и верить в воскресение. Пора прекратить прикрывать с помощью «это закрыто», «это недоступно для нашего понимания» свою безответственность и равнодушие, лень и черствость души, узость и ограниченность. Ведь стать чудовищем или стать высшим существом – зависит не только от Бога. На человеке первом лежит ответственность за свою судьбу, за судьбу личной природы и природы окружающей. Жизнь же во Христе Иисусе есть наследие человека, как написано: «Удел, который Я дал в наследие народу Моему» (Иер. 12:14), и: «Я – их удел… Я – их владение» (Иез. 44:28). «Мы по упованию сделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:7), и: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20; сказано о Христе), и ещё: «Открыв нам тайну Своей воли» (Еф. 1:9), «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую… которая есть Христос в вас» (Кол. 1:26, 27). Бог желает, чтобы человек с Его помощью раскрыл в себе заложенные Им безграничные способности, для этого всегда близко к каждому из нас находится. Человек может быть безгрешным и свободным, он может творить красоту и совершенство, преображая мир, внося в него новое и необычное; это показала нам одна из Ипостасей Божества, Сам Бог, в этом был смысл миссии Христа на земле. У человека есть вечное его наследие, удел и родина, и на неё Бог желает вернуть его. Эта родина – Иисус Христос.

Оговорка о словоупотреблении.

Когда я говорю фразы «как правило» и «обычно» – это ключевые слова: они обозначают то, что происходит обычно при обычных условиях. Они не включают исключения из правил, ситуации необыкновенные, а также не характеризуют явление или институт, о котором я в этот момент говорю, со всех возможных сторон. Например, как правило, все люди не могут ходить по водам, а Иисус ходил, будучи человеком, а не Богом только, – это исключение, не-обычная ситуация, которая не входит в правило. То есть я прибегаю к сознательному упрощению, которое не затрагивает все возможные случаи и всех людей, но лишь большинство из них.

Я часто использую гиперболы. Большинство людей в обычных обстоятельствах понимают, что такое гипербола, т.е. преувеличение, но, к сожалению, перестают это понимать, читая Св. Писание. Для того чтобы оттенить, подчеркнуть, выделить какую-либо истину, необходимо прибегать к гиперболе. Ведь если человек заболел, ему не нужны все лекарства, а лишь определённые из них. Более того: когда человек, словно ребёнок, слишком сильно привязывается к какому-либо предмету, нет другого пути, как сделать вид, что ты отрицаешь этот предмет, уничтожаешь его, тогда как на самом деле просто освобождаешь его из рабства у этого фетиша. То есть тому, кто не видит очевидное, приходится как бы подносить к глазам лупу, чтобы он это увидел или хотя бы заметил. При этом смешно говорить, что муравей действительно размером со слона. Именно поэтому гиперболы существуют и бывают не ложью и приукрашиванием, а необходимым средством языка. Понятые буквально, гиперболы превращаются в ересь и ложь, понятые же правильно, – в то средство передачи истины, которое действует тогда, когда все другие средства бесполезны.

То, что в главе «Идолы и Бог» я говорю об Истине, Законе как данных человечеству-«невесте» Богом, – употреблено мной совсем не в пользу монархического понимания Бога: Бога я представляю как Творящего, как старшего её, которую творит, рождает и ожидает. В этом смысле она с Его помощью всё получила в начале. Но это никак не отрицает, что она может творить Истину и Закон, как и Он, чего Он и ждёт.

Всякий раз под «правой скрижалью» я имею в виду любовь к Богу, и под «левой» – любовь к человеку.

Человечность, о которой говорю я, не имеет ничего общего с мягкотелостью, пацифизмом и попустительством. Это качество мужественных, стойких, храбрых и духовно дерзких людей во Христе.

 

 

Комментарии

Ходы Вашей мысли понятны, но выражаете Вы их не всегда точно. Если человек свободен, любит и занят творчеством, то почему он "не озабочен вопросом о смысле жизни . . .". Жизнь как жизнетворение есть сотворчество с Богом. Без осмысливания её какое творчество? " . . . доступно обывателю". Обывателю претит отвлеченное мышление и философское, и богословское как жизненный урок. Он потому и обыватель, что обходится без него. Или Вы под обывателем понимаете простого человека? Избравший свободу, лишь отправился в путь к ней. Отказавшись от рабства, он ещё не отказался от него. Могучие силы рабства с её соблазном безответственности привлекательны для слабого человека. Помните у Некрасова: "Люди холопского звания сущие псы иногда. Чем им сильней наказание, тем им милей господа." Чехов предлагал "по капле выдавливать из себя раба". Инерция и косность человеческой натуры не позволяют одним прыжком попасть из царства необходимости в царство свободы. Можно призывать отвергнуть человеческие страсти и чувственность, но это будет бесполезный вопль вопиющего в пустыне. Всегда есть и те, для кого дух тот факел, который освещает ему путь жизни. Но таким не нужна проповедь, ибо их удел самостоятельное мышление, освобождающее от рабства.

> почему он "не озабочен вопросом о смысле жизни
Я имел в виду, что смысл жизни находится в нём, в не вне его. Ведь вопрос о смысле жизни возникает обычно тогда, когда смысл этот утерян.

> Обывателю претит отвлеченное мышление и философское, и богословское как жизненный урок.
Согласен, но я говорил в контексте религиозной традиции, которая постоянно твердит "нам недоступно для понимания... это закрыто", и, в конечном итоге, "мы этого не можем достичь, сколько бы ни стремились". Вам известно, что всё это только увёртка, прикрытие лени, безответственности, нежелания расставаться со своими идолами.

Уважаемый Leagnus! Я только сегодня узнал о Вашем ответе на мой комментарий. На мой взгляд, смысл жизни не может находиться вне человека или в нём самом. Человек наделяет или не наделяет смыслом те явления, с которыми встречается в своей жизни. Жизнь исполнена смысла для любого вдумчивого, самостоятельно мыслящего человека.Если смысл у человека утрачен, он богооставлен или же попытается обрести этот смысл, обращаясь к духовному наставнику, которому он доверяет. Религиозная традиция очень действенная помощь для обретения смысла жизни, но человек устремится к нему сам.

Ув. Евгений! Спасибо за оригинальную мысль. Думаю, что смысл – это не только оценка или отношение, но и состояние человека. Жаль, что религиозная традиция в официальных церквях не сколько зажигает, сколько гасит дух искателя.

<a href=http://bibletalks.com.ua>Разговор с Библией</a>
Заходите на сайт для общения с Господом нашим! Там много интересного и полезного!

Do you have more great airtcles like this one?
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2013 Скала свободы. Все права защищены.
Работает на Drupal, CMS с открытым исходным кодом.