Глава I. Воля Божья о человеке ч.4

Тезисы против теории предопределения.

Сейчас не избран какой-л. один народ, как об Израиле написано: «Среди народа Твоего, которого избрал Ты» (3 Цар. 3:8). Израиль не был избран ради голого избрания, по произволу, но ради избрания всех других народов через него, в чём и заключается завет, данный Аврааму. Написано: «Семьдесят седьмин определены для народа твоего» (Дан. 9:24). А литературная структура этого стиха (24) прямо говорит о суде над Израилем:

Чтобы покрыто было преступление,

запечатаны были грехи

и заглажены беззакония,

и чтобы приведена была правда вечная

и запечатаны были видение

и пророк,

и помазан был Святый святых.

В переводе короля Иакова:

Чтобы кончилось преступление,

был положен конец грехам,

было совершено примирение за беззаконие,

введена вечная праведность,

запечатаны видение

и пророчество,

и был помазан Святой святых.


Симметрия – вокруг предложения «чтобы приведена была правда вечная», которое как бы делит текст на две части, высказывания которых антиномично связаны друг с другом: это предложение отделяет «чистое» от «нечистого», «грех» от «праведности», т.е. происходит суд над Израилем по «правде вечной» (сравни Мф. 25:33, Дея. 14:4). Это значит, что оканчивается время, положенное «избранному» народу, решается его судьба, и, как будет видно дальше, качество «избранности» передаётся другому народу. Могут сказать, что суд здесь следует понимать как пересмотр уже существующего определения, но Бог не изменяется. Потому я говорю, что суд сам по себе исключает всякое пред-определение, существовавшее до него решение. Не поверхностное и умаляющее, а подлинно глубокое понимание идеи суда исключает представление о предопределении.

Сказано: «Утвердит завет для многих одна седьмина» (Дан. 9:27), т.е. последняя из 70-ти (по её завершению): в 34г. после Р.Х.7 был побит камнями Стефан, убит вне Иерусалима, которому свидетельствовал. Так Израильский народ, вслед за отвержением Спасителя, окончательно отверг возложенную на него миссию, – своё избрание. «Утвердит завет для многих» – сказано о завете, данном Аврааму: «Благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:2,3), и: «Дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7). Христос сначала говорит: «Идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева… на путь к язычникам не входите» (Мф. 10:6,7); но, спустя время, тот же Иисус говорит ап. Павлу: «Иди; Я посылаю тебя далеко к язычникам» (Дея. 22:21), и сам Павел говорит: «Да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат» (там же, ст. 28:28); и именно об избрании Богом язычников всем, спорящим с ним, говорит: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» (Рим. 9:20). Итак, время Божьей работы с Израилем определено, и, после того, как оно закончилось, Израильский народ перестал пользоваться какими-л. преимуществами, перестал быть исключительным избранным народом Божьим.

Евреи Пётр и Павел пишут один – обращенным из язычников: «Вы – род избранный… некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2:9,10), и другой – об избранности своего народа: «Не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков» (Рим. 2:28,29), и: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования» (Рим. 9:8). Итак, сейчас не избран какой-л. один народ. Не избран какой-л. класс людей, как написано: «Нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11), и: «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, варвара, Скифа, раба, свободного» (Кол. 3:11). Спасение зависит от избрания человеком Бога, Который всех избрал ко спасению, как написано: «В Нём» (Еф. 1:4), и: «Во Христе Иисусе» (Гал. 3:28), т.е. Бог каждого из нас видит ещё и таким, каким бы он был во Христе Иисусе; человек же может избрать и этот дар, и смерть. Итак «избранность» зависит от нас, от нашей отдачи Богу. Не только Бог производит избрание, но и отношение к Богу производит избрание, т.е. принял ли, впустил ли человек Бога в себя, как написано: «Имя Отца Его написано на челах» (От. 14 :11).

То, что Христос был предназначен к смерти «прежде вековых времён» (Тит. 1:2), и: «От создания мира» (От. 13:8) совсем не означает: «было предопределено возникновение греха». Бог был готов и к одному исходу дел, и к другому; в сердце Отчем была извечная готовность в случае опасности сделать всё необходимое для Своих детей. Потому всё было обеспечено заранее. Об убийцах и предателе предсказано, но не предсказаны их личности, их имена, – был предсказан тип человека, место которого мог занять любой. Пророчество о смерти Христа и предательстве Его было возвещено через Давида, Исаию, Даниила, Захарию, т.е. после возникновения греха, когда он уже существовал. Т.е. не Бог предопределил совершение предательства. Неужели Всемогущий не мог, исходя из того количества людей, которое уже было, учитывая интересы каждого и Великую борьбу, наклонности большинства, увидеть судьбу Своего Сына вплоть до мелочей? Конечно же, мог. Говорит ли это, что Он, вмешиваясь в жизнь людей, так сверхъестественно действовал на них, чтобы они избирали то, что Он хотел, а не то, что хотели сами? Предопределил ли отец блудного своего сына на то, чтобы тот ушёл, или всё это было в руках сына? Всемогущий Бог сразу после грехопадения предвидел судьбу Свою в Сыне, но это совсем не говорит о том, что определённым личностям Он предназначил быть предателем и убийцами, что распределил роли, словно в театре. И предви- и предведение не означают предопределения. Нет ни одного прямого текста «предопределил ему быть предателем» или «согрешить», или «к погибели»; наоборот: «Предопределил усыновить нас Себе» (Еф. 1:5). Повторюсь: пророчество, возвещённое Богом об Иуде было произведено не до, а после возникновения греха, – Бог не предопределил Иуде избрать именно то, что случилось, а предвидел, хорошо зная грешную человеческую природу, и предсказал, как написано: «По предведению Божию» (Дея. 2:23). Сущий предопределил быть Христу, но не предопределил быть Иуде (совершить грех). Господь предсказал и то, что он будет одним из близких Иисусу, и количество сребреников, но ещё в Быт. 3:15 сказано диаволу: «Вражду положу… оно (семя жены) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Со времени грехопадения Люцифера и людей нет ничего удивительного в предсказании об Иуде, в том, что свет среди тьмы светить будет, в том, что самые близкие легко обращаются в самых больших предателей (всё это совсем не означает, что я умаляю Бога; о Самоумалении Его, самое интересное о предведении Божьем, смотри в главе «Божья человечность»).
 
Написано: «Духом уст Своих убьёт нечестивого» (Ис. 11:4), «из уст Его выходил острый с обоих сторон меч» (От. 1:16), и: «Слово Божие… острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12), и ещё: «Производить суд писанный» (Пс. 149:9), – Словом Божьим, как мерилом, производится суд, как мечом разделяется чистое от нечистого. Зачем же Бог вверил людям такое оружие, такое мерило, если, всё равно, одни из них предопределены ко спасению, другие – к погибели? Полнота этого мерила вытесняет узкое представление. Я хочу сказать, что Св. Писания не нужны, не имеют никакого смысла, если есть предопределение.

Читая в Св. Писании: «Кого избрал Господь», «избранные Его», особенно текст: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть» (Рим. 8:29), делают вывод: «Значит, есть те, кого Он предузнал и, следовательно, предопределил. Значит, Бог одних отделяет, других – нет». Это ваш вывод: Бог такого не говорил и не имел в виду. Ведь не может один текст противоречить множеству остальных. Зачем ап. Павлу объяснять разницу между жизнью по духу и жизнью по плоти в предыдущих главах, 6-ой и 7-ой? Зачем в этой, 8-ой главе, говорить о том, что страдания от греха и его последствий не могут быть препятствием для жизни во Христе? Как можно говорить предопределённым «если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (ст. 9), или «если живете по плоти, то умрете» (ст. 13)? Из ст. 11 ясно, какую смерть имеет ввиду апостол.

С этой теорией дело обстоит так же, как и с «даром» иных языков и празднованием Воскресения вместо Субботы: нет ни одного ясного и прямого текста в их подтверждение. Нет ни одного текста, где было бы сказано: «Одних – ко спасению, других – к погибели». Невозможно и обнаружить прямой текст: «Одним – во спасение, другим – во свидетельство». Это два разных текста: Мф. 24:14 и Мк. 6:11. Ни из первого, ни из второго идею предопределения вывести невозможно: если предопределены – зачем свидетельствовать? А «отрясите прах – при условии: «Если… не примет… не будет слушать вас». Есть текст: «Избранный Мой», но это говорит об особой миссии; есть «уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Дея. 13:48), но это говорит о полноте числа; и если это не удостоверяет, скажу так: часть Истины выдавать за всю истину нельзя. Нельзя один проблематичный текст, один орган отрывать от всего организма: тогда действительно он будет выглядеть пугающе. Только сравнивая с другими, «разбирая Писания, точно ли это так» (Дея. 17:11), точно ли это так, как мы поняли, сможем узнать волю Божью о нас. Нельзя утверждать, что это так, если всё Писание говорит, что это не так. Есть «написано», но есть «написано также». Даже те тексты Библии, которые кажутся противоречащими друг другу, дополняют друг друга до полноты, каждый – отсекая оба уклона от неё (о двуединстве см. центральную главу).

Написано: «Нелицеприятно судит каждого по делам» (1 Пет. 1:17), а не по избранию, как и написано: «Воздам каждому из вас по делам вашим» (От. 2:23, см. Иов 34:11; Иер. 25:14; Пс. 61:13; От. 20 :13 и др.), и: «Каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим. 14:12). Если идея предопределения права, зачем суд вообще?
 
Зачем необходимо покаяние, если предопределены, как написано: «Язычникам проповедовал, чтобы они покаялись» (Дея. 26:20). Не написано: «Обратитесь, избранные», но: «Обратитесь каждый от злого пути своего и от злых дел своих и живите» (Иер. 25:5, курсив мой), и: «Спасайте каждый душу свою от пламенного гнева Господа» (Иер. 51:45), и ещё: «Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их» (Иер. 26:3). Если идея предопределения права, какой смысл в употреблении слов «надежда», «благодать» в библейском тексте? Для чего тогда необходима благодать? Мы тогда отменяем её. Какой тогда смысл в Божьей милости? Написано не: «все мы, избранные», а: «Все мы приняли благодать на благодать» (Ин. 1:16), т.е. написано, что дар Христа для всех. Или, благодать не для всех открыта? Конечно же, для всех.
 
Говорят: «Иному вера, тем же Духом» (1 Кор. 12:9). Но дар веры, о котором здесь говорится, – это особенное проявление веры для служения в Церкви (см. 1 Кор. 12:5). Написано: «Дабы все уверовали чрез него» (Ин. 1:7), и ещё: «По мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3). Если известная идея права, зачем Бог всем дал меру веры?
 
Если идея предопределения права, зачем проповедь и призыв к обращению, относящиеся ко всем, которые проходят через всю историю и Библию, как написано: «Во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14), и: «Евангелие… благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» (От. 14:6) – зачем такой театр, если уже определены? Если Христос пришёл «для избранных только», то зачем такое представление разыгрывает Бог перед всеми, как написано: «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19)? Так религиозные лицемеры, сами любящие играть роль, быть актёрами за кафедрой, свою театральность приписывают Богу. Зачем Давид восклицает: «Не оставь меня Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим» (Пс. 70:18); зачем Христос говорит: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте» (Мф. 10:7,8), если уже предопределены? Если Бог предопределяет, не нужна целая линия людей веры, своей жизнью исполнивших текст Иез. 22:30: ходатайство за мёртвых, злых, порочных, погибших людей (см. Иер. 18:20; Мф. 5:38-48); не нужна проповедь апостолов, не нужна вообще какая-л. проповедь, и, самое главное, – жертва Христа. Идея предопределения делает Бога лжецом. Если эта идея права, зачем написано о Божьей работе спасения: «Семь духов Божиих, посланных во всю землю» (От. 5:6); и, наоборот, о работе диавола: «Заставляет всю землю… поклоняться… зверю» (От. 13:12), ведь уже предопределены: зачем напрасная работа, зачем вообще Великая Борьба? (Весь мир тогда представляет два застывших лагеря, словно два камня – здесь ясен идолопоклоннический, т.е. языческий характер этой теории, ведь динамика, подвижность, текучесть, а с ним изменение бытия, открыты лишь сознанию творческому, духовному.)
 
Если какая-то определённая часть людей предопределена ко спасению, то тогда не имеет значения, грешат они или нет: ведь, в конце концов, они всё равно определены ко спасению. Так же – и те, кто обозначены на погибель: не имеет значения, будут ли они преступать Закон или нет, – ведь, всё равно, определены к гибели. Зачем тогда нужен Закон тем, кто вышел из Египта, зачем нужен Христос вообще? Всё это в полном противоречии Слову Божьему. Говорят: «Много званых, но мало избранных». Если есть заведомо избранные, то нет грешников и праведных. Но через всё Писание проходит различие между последователями духа антихриста и последователями Христа (потому что всё определяется не избранностью человека, а тем, насколько он отвечает на Божий призыв).
 
Если окончательное избрание не зависит ни от каких-либо определённых причин, ни от поведения человека, ни даже от качеств характера, а от произвола Сильнейшего, – это перенесение земной несправедливости и порядка на вечность, всё то же элементарное умаление и урезание прав человека, что и в падшем мире. Зачем лицемерить о безграничной любви Всемогущего, если Он не может подняться выше рядового продажного прокурора или учительницы, у которой есть любимчики? Я уверен, что теория предопределения есть признак узости и глупости, ограниченности человека.
 
Если идея предопределения права, то зачем Бог говорит людям: «Я… предложил тебе… жизнь и смерть… избери жизнь, дабы жил ты» (Втор. 30:15,19), и: «Господь с вами, если вы с ним» (2 Пар. 15:2), и ещё: «Изберите себе ныне, кому служить» (И. Нав. 24:15)? Зачем Бог открывает доступ к Источнику Жизни, как написано: «Приидите ко Мне все» (Мф. 11:28), и: «Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли» (Ис. 45:22)?
 
Судьба человека зависит от определённых качеств этого человека. В послании Иоанна наличие любви у человека определяет рождение от Бога и познание Его (см. 1 Ин. 4:7,8). Если правда, что Бог одним даёт любовь, а другим нет, послание Иоанна написано в воздух.
 
Сущность суда противоречит идее предопределения. Многие ожидают откровения праведного суда от Бога; написано же о Христе: «Свет Израиля будет огнём, и Святый его – пламенем» (Ис. 10:17), и: «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин.3:19), и ещё: «А тем, которые приняли Его… дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12). Итак, суд и судьба определяются принятием или непринятием Христа, а не предизбранностью. Написано также: «Верующий… не судится, а не верующий уже осуждён» (Ин. 3:18), – спасается тот, кто верит тому, что Бог говорит, а не тот, кого Бог избрал (говоря это, я ничуть не боюсь умалить Бога: в своей жизни я лишь опасаюсь умалить Христа, Его Богочеловечество). Написано: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни» (Ин. 3:36) – люди делятся по принятию или непринятию Сына как Спасителя, по жизни, которую ведут. Написано: «Здесь нет различия… потому что Господь…. богатый для всех призывающих Его» (Рим. 10:12), «рука Бога нашего для всех, прибегающих к Нему, есть благодеющая, а на всех оставляющих Его – могущество Его и гнев Его!» (Езд. 8:22) – вера и обращение решают окончательную судьбу человека, и «для всех» этот Источник Жизни открыт как и написано ещё: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Написано: «Сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16), «то, что приготовил Бог на небе любящим Его» (1 Кор. 2:9), а не: «Избранным». И в 1 Тим. 1:16 написано не: «Избранным Божиим», но: «Тем, которые будут веровать в Него».
 
Усыновление, а это значит вхождение в Царство Божье, поставлено в зависимость не от воли Божьей, а от исполнения этой воли человеком. Духовные «брат» и «сестра» не означает ли «дети Отца», а «дети Божии» не означает ли «от Бога, по Его изволению и обетованию», как написано: «Не все дети Авраама, которые от семени его… не плотские дети суть дети Божии; но дети обетования признаются за семя» (Рим 9:8). А написано: «Тот Мне брат и сестра… кто будет исполнять волю Отца Моего» (Мф. 12:50); не написано: «Кого Бог заранее определил», но: «Кто исполнять будет волю Отца Моего Небесного». Не написано также: «В Царство Небесное войдёт тот, кого Бог изберёт», но: «Войдёт в Царство Небесное исполняющий волю Отца Моего» (Мф. 7:21). Итак, судьба человека – в руках его самого: насколько усилием берёт то, что Сущий ему предлагает.

Написано также: «Всякий усилием входит в него» (т.е. в Царство, Лк. 16:16), – не написано: «Всякий из сынов Божиих», или: «Всякий из избранных». Сказано «всякий», когда говорится: «И будет в последние дни: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся (Иоиль 2:32), как и: «Да отступит от неправды всякий» (2 Тим. 2:13), – обращение к Богу, верность в соблюдении Его Закона через Христа избирает человека, а не своевольный произвольный выбор Божий.

В контексте неимоверного самовозвеличения человека очень часто в Св. Писании подлинно духовные поступки человека приписываются Богу. Не Бог один определяет судьбу человека. Придёт ли человек к Богу, обратится ли – от самого этого человека зависит. Если же говорим, что Бог призывает к тому, что исполнить невозможно – делаем Его лжецом и актёром. Тогда никакой речи о свободе идти не может. Потому «никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин. 6:65) написано о том, что только от духа можно прийти к Иисусу, не от плоти. Иными словами, Источник Свободы открывается только желающему освободиться, как написано также: «Блажен ты, Симон, сын Ионин потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф. 16:17, как и предыдущий текст (Ин. 6:63) говорит: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало»). Здесь «от Бога» значит «от духа», как написано: «Бог есть дух» (Ин. 4:24), а «от человека» означает «от плоти», см. Мф. 21:25. И если скажут: «Ты Бога сводишь до человеческого духа», то скажу, что Христос тем, кто возвышал сверх меры человека, возвышал сверх меры8 Бога). Т.е. здесь написано совсем не о предопределении. Говорят: «Всё определяется Духом – всё определяется Богом». Дух здесь одно со Христом. А примет ли духовно мёртвый Христа и Духа или отвергнет – от него самого зависит. Говорят: «Написано: «Благодатью вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8); но здесь совершенно не говорится: «Бог одним дал веру, а другим – нет», ибо написано: «По мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3).
 
Богочеловек Христос открыл свободу изменить любую, даже предопределённую на погибель, человеческие судьбу и природу. Суть проповеди апостолов заключалась в истине воскресения предопределённых к гибели, как это во Христе: «Проповедуют в Иисусе воскресение из мёртвых» (Дея. 4:2, см. Дея. 2:22–40; 3:12–26), и: «Апостолы же… свидетельствовали о воскресении Господа» (там же, 4:33, см. 5:29–32), как и написано: «Жизнь явилась» (1 Ин. 1:2), и: «Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе» (Рим. 6:23), и ещё: «Христос, жизнь ваша» (Кол. 3:4). А это значит, что принятие Христа определяет избранность к жизни вечной.
 
Теория предопределения отрицает существование зла, воли, противостоящей Божьей воле и Божьему предопределению. Написано: «Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны» (Еф. 1:4), т.е. тогда, когда нас ещё не было, «прежде создания мира», Он желал, чтобы все мы были чисты и непорочны, и избрал нас на это. Мы же отвергли Его дар, как написано: «Я насадил тебя как… самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы» (Иер. 2:21), – «превратилась» означает ли «превратил», ибо, мол, Творец? «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лк. 13:34) – здесь видны воля Божья и свободная воля творения: не Бог производит предопределение к погибели. Написано: «Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5:40), и ещё: «Не хотят обратиться» (Иер. 8:5). Итак, видим, что избрание зависит не от Бога, избравшего всех нас ко спасению, к чистоте и непорочности, к жизни вечной во Христе Иисусе, а от нас – с Ним ли мы, Его ли гласа слушаем, и по Его ли заповедям поступаем.

Как ап. Павел, хорошо знавший волю Божью, избранный Богом, говорит следующее: «Но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9:27)? Ведь он – из среды предизбранных Богом (Гал. 1:15). Ведь «недостойным» здесь означает: «Недостойным вечной жизни» (Дея. 13:46). Как Христос избрал Иуду, но тот «избрал» себя к смерти, как написано: «Не двенадцать ли вас избрал Я?» (Ин. 6:70)

То, что люди делятся на два лагеря, – не Бог предопределяет. Спасение зависит и от Бога, и от человека: Саул и Давид были оба избраны и помазаны и оба согрешили; Иуда и Пётр – одинаково избраны Господом и одинаково предали Его: здесь мы видим как предопределение всех, так и предопределение вечной участи человека поступками его же самого. Как Богу спасти того, кто сознательно избрал нарушать Его заповеди, чья воля направлена на другое? Кто Спаситель? Богочеловек! Это значит, что не только Бог спасает, но и человек вершит собственное спасение. Для чего приходил Иисус? Сказать что-то новое о законе? Нет. «Пришёл Я… исполнить». Поступки Его – вот суть Его миссии: Он хотел показать, что спасение зависит не только от Бога действующего, но и от человека, как Христос соблюдающего заповеди.

Идея предопределения приписывает Богу насилие. Откуда эта идея о Контролёре, не считающемся с волей других? Да, «Бог… производящий всё во всех» (1 Кор. 12:6), но написано три раза, что свидетельствует о важности текста: «Не тревожьте возлюбленной доколе ей не угодно» (П. п. 2:7; 3:5; 8:4). Если человеческое представление о свободе выбора и о браке таково, что женщина является чем-то меньшим в сравнении с мужчиной, то Божий замысел о браке таков, что Он ценит равно и мужчиной, и женщиной, как написано: «Нет лицеприятия у Бога», и: «нет мужеского пола, ни женского» (Гал.3:28). Как в браке &‐ так и в отношениях между Богом и человеком: если Бог не умалил женщину перед мужчиной, создал её равной ему, то Он же не умаляет и невесту Свою, человечество. Бог действует на человека и определяет судьбу его в зависимости от решения и воли этого человека. Христом проверяем данную теорию: в Нём ни Божественная природа не подавляет (не определяет) человеческую, ни человеческая – Божественную. Бог, находясь в свободе («неслитно», см. главу «Божья человечность»), зовёт в свободу, призывает к жизни («нераздельно»), предлагая их человеку. Человек же – волен выбрать и жизнь, и смерть. Бог его не принуждает к чему хочет, даже к доброму, как написано: «Не воинством и не силою, но Духом Моим» (Зах. 4:6). Многие же желают добиться духовности человека недуховными путями; я говорю о том, что теория предопределения кого-л. на погибель не считается со свободой человека, являясь нарушением заповеди «Не убивай». Теория эта является диавольским заблуждением. Сказано, что диавол есть «отец всякой лжи» (Ин. 8:44), я же говорю, что диавол есть отец всякого насилия. Это извечное неуважение к свободе другого человека посеяно именно им в сердца людей, как написано: «Наполнились… земли жилищами насилия» (Пс. 73:20), и: «Горе беспечным… вы, которые… приближаете торжество насилия» (Ам. 6:1,3), и ещё: «Иона… повелел провозгласить… чтобы каждый обратился… от насилия рук своих» (Иона 3:4,7,8). Многие признают только свободу Бога, но – не человека; Бог же распятием утверждает свободу человека и обличает этим всех, кто распинает (пусть даже лишь на уровне слов, в теории), показывая им спасительную Истину. Человек свободен избирать свой путь, это не решают за него.

Написано: «Благ Господь ко всем» (Пс. 144:9). Если идея предопределения права, то Бог к одним зол, к другим – добр; это уже не Бог, а человек, ибо написано: «Любите врагов… благословляйте проклинающих… ибо Он посылает дождь на праведных и неправедных… будьте совершенны, как совершен Отец ваш» (Мф. 5:44,45,48). Нельзя переносить греховные человеческие качества на Святого Израилева.

Страницы

  • «
  • <
  • Стр.
  • из 2
  • >
  • »
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2013 Скала свободы. Все права защищены.
Работает на Drupal, CMS с открытым исходным кодом.