И зачем я начинаю этот разговор о тролле, живущем среди нас? Чтобы на его фоне выглядеть более благородно? Я поступал хуже его. Чтобы предупредить наивных и глупых? Их наивность и глупость помешают им принять мои слова. Чтобы навесить ярлык и тем самым успокоиться? Я бы просто сказал себе и другим, кто прислушивается ко мне: вот, это тролль. Скорее для науки: оригинальное и редкое заслуживает, чтобы его подробно описали, словно редкое растение. Вдруг, завтра проснёмся и больше никогда его не увидим?!
Откуда вообще появляются тролли? От скуки и безделья: человеку нечем заняться, и, так как он не любит трудиться и решать чужие проблемы, служить другим, помогать им, то вместо служения и помощи избыток своего времени и сил тратит на то, чтобы время и силы украсть у других. Когда есть неотложная жизненная задача, связанная, например, с его собственным ребёнком или с женой, или с другими близкими, тролль любит полежать, поспать, посидеть на форуме, поболтать с друзьями по скайпу или ICQ или просто заняться чем-нибудь по своему интересу. Откуда же у него такое отчуждение от близких?
Когда-то давно тролль был простым человеком: мечтателем с чутким сердцем, вероятно даже с чересчур чутким. Но люди или какой-то определённый человек, разбили это сердце, наплевали в душу и так родился тролль: человек, который закрыл своё сердце прочными щитами и начал жалеть себя и других. Да, да: не любить, а жалеть. Что же дурного, скажете вы, в жалости?! Жалость без любви есть унижение и даже сатанизм; тот, кто жалеет потому, что любит – вот в сердце у того жалость хорошее и благородное чувство. Ведь разве высокое звание человека стоит, чтобы кто-то давал ему подачки, оказывал снисхождение, настолько не уважая его?!
Что же тогда тролль воспринимает как унижение? Саму мысль, что нужно отказаться от какой-либо своей прелести: он думает, что тогда станет «как все». Это значит, что своё хождение за границами Христовой жизни он считает чем-то оригинальным: свидетельством и признаком личности, или, по крайней мере, яркой индивидуальности. Вероятно, с этим связана и его патологическая неспособность определить для себя, что есть истина (правда и истина для него не синонимы); ведь для того, чтобы приобрести больший ум и мудрость, нужна жертва своим малым умом, а жертвы тролль боится делать, чтобы в очередной раз они не оказались бесполезными и никому не нужными.
Тролль уверен, что заставляет людей мыслить, что помогает им развить собственное мышление, но он думает так же, как думают католик, харизмат или член любой партии: как его идеология и мораль, так и его методы слишком широки, чтобы быть свободой во Христе. Свобода во Христе уже, потому во Христе ему тесно: он не даёт себе отчёт в том, что познаёт тёмную сторону свободы и испытывает к ней влечение. И, в то же время, не хочет об этом признаться даже себе, не любит обличений подобного рода. Не мыслить заставляет людей тролль, а грешить, ибо он создаёт искушения там, где их нет: это псевдотворчество. Всё дело в том, что тролль думает, что закаляет веру людей, их силу противостоять искушениям, а на самом деле там, где человек слаб, – он создаёт ещё большее искушение и ведёт не в свободу, а в ещё большее рабство, абсолютно не отвечая за это ни перед кем, не неся никакой ответственности. На тот случай, если человек деградирует от радикальных действий тролля, а не разовьёт в себе личность, у тролля нет никаких планов: его легкомыслие поражает христианина.
Всегда ли хорошо быть радикальным? Всегда ли хорошо ломать то, что шатается? Есть решительность, а есть искушение другого: поначалу границу между ними трудно увидеть. Но эта граница отличает христиан от антихристиан, подлинных убеждённых верующих от одержимых. После определённых своих слов о Своей плоти и крови Христос потерял 70 учеников: Он не боялся сказать эти слова, хотя и знал, что они соблазнят этих 70 человек. Но Он знал, чем заменить заблуждения: Он определился в том, что есть истина; тролль же ожесточён сердцем и до истины его не допускает его идол и его прелесть, – что он может дать другим, когда не может это дать самому себе?
Клоны и маски. Даже если кто-то из её друзей жертвы раскусит интриги тролля, жертва думает, что он просто запутался, она думает, что он, по сути, добрый человек... Даже мученик за правду, которого все гонят и никто не понимает... Она даже надеется спасти его и молится за него: за умного и доброго... И таких жертв у тролля много. Обычно это люди, которые так же ожесточены, как и сам тролль: они не смогли простить и принять боль от кого-то из близких и родных, и начали закрываться от него щитом-маской – искусственным персонажем, который им самим чужд и противен, но который – как посредник между ними и человеком, который причинил им нестерпимую боль…
"К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями" (2Тим.3:6) Чем "берёт" тролль? Своей маской, которую наивные и доверчивые воспринимают как реальное лицо. Например, женщинам приходится мириться с тем, что мужчины другие: грубее, прямее, жёстче их. Тролль же создаёт маску "comme il faut": он мужчина, ему противно вечно расшаркиваться, прогибаться и льстить, но он понимает, что иного пути завоевать женское сердце нет. И вот рождается эдакий комильфо: внешне обаятельный и заботливый, внутренне ненавидящий тех, перед кем приходится унижаться. Каждая же из обольщённых им думает: "Наконец-то я нашла суженого".
Псевдотворчество тролля лучше всего проявляется в создании мифов о неугодных ему людях: он берёт правду и раздувает её до лжи, а его жертвы, не будучи правдивы перед самими собой и щепетильны в морали, принимают эту клевету на своих близких, и даже начинают «сливать» информацию о них своему «лучшему другу», которая и питает его мифотворчество. Тролль творит мифы используя страхи своей жертвы, её похоти и фантазии, поддерживая и питая их при любом удобном случае.
Тролль в социальных сетях обычно создаёт себе «клонов»: вымышленные персонажи, которые обывателями воспринимаются как живые люди. Известный приём – персонажи противоположного, обычно «слабого» пола, – им легко прощают то, что не простили бы мужчине. А чтобы проверить подлинность такого персонажа, нужно много времени и немало ресурсов. Человек, жертва тролля, думает, что ведёт дискуссию с разными людьми и не замечает, что это один человек, склоняющий его к известным только ему целям.
О человечности троллей. Тролль высмеивает приличия и не останавливается перед традиционными запретами в морали: он не заботится о чувствах людей и ему ничего не стоит причинить боль тем, кто ему не интересен. Поэтому следующий признак тролля – его неспособность увидеть в определённых лицах людей: они для него что-то наподобие человекоподобных чудовищ: второсортные существа, не достойные звания человека. Но человек ли сам тролль? Уже нет: он утратил человечность в отношении к таким же существам, как и он. Он заботится только о собственных интересах; как зомби, он исполняет волю злого ангела. В силу этого тролль и христианство – понятия несовместимые. Хотя это и не означает, что тролль не может раскаяться, и, оставив свои маски, обратиться в нормального здорового христианина, использовав силу, которую Бог даёт всем.
О том, кто сверху. Мы только что говорили, что тролль, думая, что он – кукловод, на самом деле не замечает кукловода над ним: одного из падших ангелов и злых духов. Внешне это видно по разговору с троллем: ты ожидаешь, что вот, он поведёт себя как обычный человек, скажет то-то и то-то, но нет – ты ощущаешь, что говоришь то с одной его маской, то с другой, и всегда наталкиваешься на очередную маску как на щит. Главная цель того, кто манипулирует самим троллем – в том, чтобы посредством его жертв других, т.е. близких этим жертвам делать такими же троллями…
Тролль, как и все тролли, боится света: он гораздо больше пишет в «личку», чем на публичных форумах и чатах. Известный приём тролля – просьба повторить аргументы по какой-л. теме от лица следующего клона после того, как жертва все аргументы наивно выложила перед предыдущим клоном.
Верит ли тролль в Бога? Конечно, но эта вера ничем не отличается от веры простых бесов: «и бесы веруют, и трепещут.» (Иак.2:19) Кстати, это ещё один из признаков тролля: он на самом деле боится Бога, – Бог для него не родное и близкое существо, типа единственного Защитника, когда все унижают и предают, а злое существо, которое смеётся над ним, унижает и мучит его.
Тролль в каждом из нас. Верующий обыватель скажет: «не суди» и: «в каждом, даже самом падшем, мы обязаны видеть человека», но так ли незаметна разница между троллем и обычным рядовым прихожанином церкви? Эта разница есть и она определяет спасение: это разница между Манассией и его сыном, между Давидом и Саулом. Коварен ли и подл Давид в отношении к мужу Вирсавии? Да. Но впоследствии он не искал оправданий, принял падшего себя и свой грех какими они были, раскаявшись и постоянно помня о своей слабости, чтобы она не повторилась. Коварство и подлость Давида нельзя рассматривать как часть его характера: это скорее наваждение и слабость, нежели его постоянная характеристика. Коварен ли и подл Саул в отношении к Давиду? Здесь мы встречаемся с постоянным коварством и постоянной подлостью как частью характера, как характеристикой. Кого из двух принял Бог и кого отверг? Это самый важный вопрос: он показывает, что грех у людей может быть одинаков, но последующее отношение к нему согрешившего человека определяет всё.
Мотивация. Есть проплачиваемые тролли, задача которых, например, «опустить» репутацию сайта конкурентов в глазах аудитории. Но если у этих троллей главный мотив – деньги, то у обычного, т.е. у тролля вульгарис, гл. мотив обычно – власть (и зачем я латынь сюда примешал? Для того чтобы унизить? Нет: чтобы показать контраст с благородством, которое когда-то было у него, но он опустился, почему и говорят: «пал»…) Одно дело, когда завладеваешь желаемым предметом, и совершенно другое, когда получаешь власть над людьми: можешь управлять ими в угоду себе, наслаждаться тем, какой ты мастер-кукловод и насколько наивны они, не замечая тебя, твоих целей и планов. Тут искусство, похожее на мудрость. Хотя мотив совершенно иной: у тролля обычно есть какой-то физический или психический недостаток: своим властолюбием он хочет компенсировать этот ущерб.
Может ли тролль любить? Жертва, которую он забрасывает сотней льстивых слов, просто убеждена в этом. Но легко любить дальних: тролль не может простить близкого ему человека, обычно, мужа или жену, почему и не заботится о его чувствах, когда заигрывает со своими жертвами. Это не любовь, а игра: у него нет любви к кому-либо, есть лишь страсть и азарт к игре. В игре он прячется от боли, в игру он убегает от ближнего. Трусливость – одна из следующих его черт. Думаю, если встретиться с ним в схватке один на один, то следует ждать каких-нибудь ехидных и подлых приёмов, типа ударов в спину. Но даже если и дойдёт до победы над ним, – не сильно радуйтесь, т.к. он превратит себя в жертву, для т.ч. его жертвы жалели его ещё больше.
Как узнать, обратился ли тролль? Просто: совесть обращённых подобно совести Закхея, напоминает человеку тех, перед кем он виноват, – он обязательно свяжется с ними и не просто формально попросит прощения, а даст понять, что он понимает, какую боль он причинил. Перед этим он бросит создавать персонажей-клонов и больше не будет надевать маски. Он постарается заботиться о чувствах других и не создавать им искушения и провокации, которые бы они не были в силах победить.
Что у нас есть самого дорогого? Связи между людьми: отношения. Тролль, настраивая людей друг против друга, обрывает их: он разрушает Царство Божье, которое мы призваны строить там, где его нет, – он служит распаду и разложению.