бестелесных. За стену Иерусалима, за стену храма должны быть выброшены все мерзости, которыми оскверняет себя человек, как написано: "Поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Моё, чтоб осквернить его" (Иер. 7:30). Мерзости, которые поразительно похожи на святое и праведное. Это подводит к необходимости избрания и жертвы, без которых невозможно ни освобождение, ни, тем более, творчество ценности.
Парадоксальная жертва. Я в предыдущей главе много говорил о том, как человек разрывается между мыслями, идеями и желаниями в каждении им. О Христе, о Духе Святом сказано: "Почему Он не входит? Потому что любовь ко греху закрыла двери сердца"1 - тьма по вине человека вошла внутрь, осквернила святилище; князь её воссел на престоле Бога. Так будучи оскверняемо, Святое святых человека становится внешним двором. Любая ценность и мечта, желание и идея может привести с собой чужого, духа каждения ей. И потому парадоксально, безумно верно, что человек призван даже желание Царства Божьего как царства соборности, взаимопонимания, любящих, никого не распинающих людей, у которых достаточно воли, чтобы не лгать и не служить похоти ни своей, ни чужой, - желание даже такого мира он должен принести в жертву, как Авраам Исаака. Потому что это Царство - не исключительно люди: оно не вне тебя, а внутри. Это не взаимопонимание и отвеченная любовь, не плечо друга, не надежда старости, а любовь, мужество, стойкость, кротость, воздержание и т.д. И не только в отношении к людям, но и в отношении к красоте То есть, любовь и к Богу, и к человеку, забота и о духе, и о плоти. И не чужие, а твои прежде. И не как кумир, а как парадоксальная жертва своим богатством и даже мечтой. То, что в храм входят посредством жертвы, имеет внутренний, глубокий смысл. Верна гипербола: тот, кто жалуется на одиночество или ищет поддержки и любви, - тот ищет не то, второстепенное, у него недостаёт веры и воли для отделения святого от несвятого, недостает жертвенности; и наоборот: есть чрезмерная привязанность и кумир. Потому что вера совершает свои дела без оглядки на других; а настоящая любовь дарит, а не нуждается. Хотя с другой стороны, даже Христос нуждался и нуждается в поддержке и сострадании человека. Но Он поступал независимо от того, что никто не поступал так, как Он. И Мы призваны быть такими же.
Раздвоенность, расслабленность, равнодушие и скептицизм есть признаки идолопоклонства и желание поклоняться идолу. Первый шаг к творчеству, выбор, достигается жертвой множеством идолов. От древних времён до сегодня человек растёт и пробуждается: в детском своём возрасте он позволял себе гарем, сейчас же женится и признаёт неповторимое лицо суженой. То же должно произойти и с занятиями, с трудом, мнениями и поведением: множество их отнимают у человека силы, их бремя он со временем становится неспособен нести, не имея возможности до-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.