крепости делал часть своей империи, колонию послушных ему рабов, так и диавол действует со всяким, кто не отваживается противостоять ему. Это не исключительно Божья работа, противостоять сатане, это ваша с Богом работа, как написано: "Противостояние искушению должно происходить от человека, который должен получать свою силу от Бога"
Плоть должна быть покорена диалектике Слова, полноте Духа Святого, ворота всему внешнему, чуждому духу свободы должны быть заперты. Говорю о вратах сердца, как написано: "Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи" (Мф. 15:19), говорю о готовности жертвовать всяким богатством, физическим, интеллектуальным или даже духовным, которое становится господином, объектом поклонения и чрезмерной привязанности. Человек потому и одержим страхом, срывается, что у него не построена стена: второстепенное занимает место главного, нечистое смешано с чистым, внешнее с внутренним, рабское со свободным. Внешнее попадает вовнутрь. Тьма смешивается со светом внутри, и с ним борясь, проникает во святилище; светильник гаснет; дух уходит; человек становится живым мертвецом. Царь тьмы, диавол входит и уничтожает изнутри, как написано: "Приходит, чтобы украсть, убить и погубить" (Ин. 10:10), и: "Приходит диавол и уносит слово из сердца их" (Лк. 8:12). Но бес, злой дух, дух одержимости, духовного болота и бездны в человека может войти от его ближнего: близкого, мужа, друга, который также не различает какой-либо грех: обиду, злобу, просто неприязнь, - а у вас опущен мост, открыты двери. Банально, что любая ева может соблазнить любого адама; плоть может победить дух. Потому Христос сказал Петру: "Отойди от Меня, сатана" (Мф. 4:10), когда тот удерживал от неизбежного. Дух сомнения, злобы, ненависти, попустительства от того, кому вы доверяете, может перейти к вам. В мире, в котором ведется духовная борьба, нужны крепости, нужно не только доверять и верить, но выступать на защиту и обороняться. Два этих действия должны идти параллельно друг другу. Человек должен быть готов к ним обоим. Для этого существует храм, его стены, стены различения. Это ставит перед нами вопрос о здоровом и нездоровом доверии, о различении в любви и дружбе, а также о личности.
О двучленности свободы. О границах доверия и чувстве личности. В разделе о браке я предупреждал о возможности хронического недоверия, закрытости из-за разбитого сердца. Здесь же хочу упомянуть такую же крайность, но с другого конца. Одна из добродетелей, на которых основано "ослиное" христианство, с2.8.лабое место молодого "строителя", - доверие, доверчивость обывателю, открытость всему и всем. Наряду с закрытостью, ожесточённостью из-за разбитого сердца, оно царит везде, где нет личности, где есть лишь род и организация, где природа и где нет духа. Безграничное доверие ведёт себя так, будто гасителей духа не существует в принципе, или не может существовать рядом, среди его ближних, или как будто не существует самого гашения духа. Сразу становится ясно, что приверженцы безгра-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.