Божий храм

физика и математика. Доказательства здесь важны, но не обязательно такие, какие хочет обыватель, и потому сфера духа открыта как для всевозможных махинаций и злоупотреблений, так и новых открытий.

Церковь по замыслу как раз должна была быть тем местом, где создаются здоровые дух и "атмосфера". Но местом для человека, а не над ним или наряду с ним. В главе "Идолы и Бог" я уже говорил о вторичности, производности реальности Церкви в отношении к человеку как реальности первичной, исходной. Когда Церковь наделяют реальностью большей, нежели человека, или наделяют реальностью такой же, равной ему, происходит обоготворение Церкви, - поклонение кумиру. И кумир начинает требовать человеческих жертв. Разница между поклоняющимися Церкви и самой подлинной Церковью как соборностью душ в Господе подобна разнице между небом и землёй. Нет Церкви там, где её ценность возвышают в ущерб отдельной человеческой личности. В представлении почти любого верующего существует граница между грешными членами и Церковью: церковь как бы отделяется от её членов. И это всё та же граница между Богом и человеком: Церковь наделяется всё теми же качествами недоступности, что и Её Глава. Но неужели Церковь суть только святая идея, бесплотная субстанция, некое святое место или группа самых лучших людей организации? Думаю, что только ту Церковь можно без лицемерия назвать святой, где каждый из её членов изменён во Христа, является безгрешным членом безгрешного тела. Перед нами - тело либо Господа, либо диавола. С моей точки зрения, невозможна святость Церкви при греховности её членов: как говорят, что она свята, когда признают, что сами - грешники? И если только "остаток" свят, то все остальные не относятся ни к телу Церкви, ни к телу Самого Господа. Банально, что Церковь - не камни и балки, а "живые камни", без которых камни и балки - красивый сарай.

Церковь, как здание и храм, после Христа утратила своё значение и стала лишь символом, который сам по себе не несёт спасение и не является убежищем, - лишь говорит о том, где спасение, убежище и укромное место: где люди определённого качества. А-др Шмеман пишет: "Основное же благовестие христианства было о том, что отныне своим храмом Бог избрал Самого человека.. Новый храм - это они, христиане.. Уже не "рукотворённым" храмом, как раньше, освящается человек, а благодатью Св. Духа, живущей в нём.. То место свято, где они собраны, и святость этого собрания всякое место и весь мир может и призвана сделать храмом.." Наряду с каменными зданиями официальных церквей, наряду с ритуалами и богослужениями есть храм вне пространства и времени: святость Христова, Христос Иисус, состоящий из безгрешных членов тела Его. В храм этот любой человек может войти и в ту же минуту выйти. Августинианство же, в смысле уклонения в сторону официальной Церкви как исключительной обладательницы Божьей благодати на земле есть неоперившееся, детское, ветхозаветное представление, отношение человека, увязшего своим сознанием в среде

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2023 Скала свободы. Все права защищены.