нежелания видеть и поступать так, как видел и поступал Богочеловек. Естественно, что только личность может осознать всю полноту этой проблемы: человек, осознающий себя только частью рода, семьи, организации не может быть вполне ответственным, - он сродни бессловесному животному, которым управляют инстинкты. Но он бывший владыка земли, - от него зависит судьба её, ибо почему вся "тварь с надеждою ожидает" его и "покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего /её/" (Рим. 8:19 - 21)? Потому что внешнее зависит от внутреннего: пустыня порождена внутренней пустотой человека, как написано: "Пустота будет внутри тебя" (Мих.6:14); зима существует из-за холодности там, где сердце. Океан, зима и пустыня не сами по себе появились, а порождены прежде всего человеком. "Пути твои и деяния твои причинили тебе это" (Иер.4:18). Огонь, который пожирает человека, - не от Бога исходит, не из Убежища и Храма. И не только от "коллективной природы", от её испорченности или генной недостаточности. В бедствиях Земли виновен не Бог, не сотворенная Им природа, а живой дух, возжелавший испытать свою свободу, человек как личность, а не как часть природы. Следствием этого и стала ложь о безответственности человека, и везде, где в каких-либо бедствиях винят Бога или природу, а не человека, - лгуны, прикрывающие свою вину, взрослые, которые до сих пор ведут себя как дети, т.е. добровольно ставшие идиотами. Обвинения в адрес Бога или природы могут быть признаком не только чувствительности ко всякому виду зла, но и признаком падения, бегства человека из собственного храма во вне, во внешние дворы. Бог был всегда не "огнём поедающим", а Убежищем от него. Т.е. не так, что Бог розгой выбивает дурь, а так, что несвятое дышит самоубийством и грех сам себя пожирает. Грех убивает человека, сам человек или диавол, а не Бог. И это одна из основных причин страданий: Богооставленность в силу произвола человека.
Богооставленность как проявление Божьего гнева. Есть место, где Бога нет, и это совсем не отрицает, что Он спускается в этот ад. Отец говорил о тёмных стороне и пути свободы: "Не прикасайтесь" (Быт. 3:3) потому, что на злом пути свободы Бога нет: Христа нет, нет Спасителя, нет источников силы и жизни, есть только распад и разложение, пустота. Бог в Своей свободе наталкивается на свободу человеческую и ничего не может сделать с волей человека: это место "тьмы внешней", где Христос не спасает, не оправдывает и не освящает. Это не отрицает Божье участие в судьбах Земли. Но судьбы эти - судьбы исключительно тех, в ком есть тоска по вечности. О Божьем ограничении Собственного всемогущества и о не сотворенной Им свободе я буду говорить в главе "Божья человечность". Бог - Убежище, а не Каратель, убежище от этой тьмы, от того, что воспринимается как Его гнев. Потому что Христос никого не карал, не убивал, хотя все этого от Него ожидали и ожидают до сих пор. А ведь Он - ничуть не меньший Бог, нежели остальные две Ипостаси. Я говорю о том, что, как ни парадоксально, Божий храм - и источник огня для согрешающего, для того, кто вне его, и Убежище от него, как написа-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.