так рождается Полнота. Неполное же участие, частичное понимание и принятие мешает полному освящению человека, святости его, т.е. совершенству. Божья человечность невозможна при неполноте. Всякая неполнота есть падение до образа зверя, насилие над правдой и духом или одобрение этого зла молчанием. От неполноты зачинается всякое насилие или соучастие в нём, всякая несвобода или рабство.
О реалистическом символизме. Глупо и инфантильно воспринимать символизм как однозначно отрицательное или "скользкое" явление. Одним из главных остаётся вопрос об отношении между тезисами антиномий, между двумя крыльями полной Истины. Это вопрос о границах логики и рационального, о понятии и символе. Здесь переплетаются множество тем. Кантовскому "об интересе разума в создании противоречий" можно было бы оппонировать "об интересе разума в защите аристотелевой логики как единственного инструмента определения правды и лжи". Рационалист: логик, схоласт, фарисей, педант защищает традиционную логику потому, что его ужасает хаос как в мире, так и в нём самом: он боится иррационального, воздушного, бесформенного, ночного, безосновного, ограждает себя от него крепостной стеной логики. У него нет достаточно смелости и честности признать иррациональное такой же частью жизни, как и рациональное. Он ощущает в себе безграничную мощь, некое подобие вулкана, но эта мощь его ужасает, и он бежит от неё, не зная, как её обуздать, направить на нужную ему дорогу. Гиперболы же есть одно из выражений символизма и буквалистами воспринимаются враждебно потому, что кажутся ложью: добавлением к правде чего-то лишнего. Им нужны чёткие и ясные границы, им нужны гарантии. Но в духовном мире, в вопросах веры гарантий никогда не было и никогда не будет. Рационалисты боятся безосновного, обычные верующие не могут принять ungrund Я. Беме потому, что мир тогда будет казаться бесконтрольным: неуправляемым Богом, что ужасало бы их. Они боятся полёта духа над бездной, как это на первых страницах Бытия: полёта как такового. Они хотят стоять на твёрдом основании, так как исключительно земноводные. Факт собственной бескрылости их не смущает. По большему они не тоскуют, и не мечтают. Но логика вредит им самим, так как в ней скрыта, по справедливому замечанию Н.А. Васильева, та металогика, которая "не имеет практического значения" Та логика, которая является "чисто теоретической наукой" (ibid.) Вредит она им особенно в личной жизни: например, в любви к женщине, или в дружбе с теми, кто не наделяет ум такой ценностью, какой наделяют они (Достоевский и его отношение к женщине - явный тому пример). Рационалисты и логики из-за своей преданности уму и логике - очень одинокие и несчастные люди. Да, ум, на первый взгляд, даёт
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.