точником духа, источником сил для борьбы за Царство Божье, за свет среди тьмы мира. Разум - это хождение по земле, тогда как вера - это полёт: она для окрылённых мечтой. Всё это значит, что разум, хотя сам по себе глух и слеп, но есть орган, который требует гарантий. Он требует как бы видеть и слышать прежде, чем что-то сделать. А вера, хоть и не видит и не слышит в видимом и слышимом мире то, чего ожидает, но требует осуществить то, чего не видит и не слышит.
Вера есть утверждение того мира, который превышает мир видимый, мир знания. В мире видимом, мире знания духовному существу тесно: оно рвётся в свой родной мир. Его же сковывают и не пускают падшие духи, которые в своём падении исполнились страха перед некогда их родным миром. Они требуют гарантий: доказательств, веры разумной, которая, по сути, есть contradictio in adjecto.
Здесь показателен пример того же Канта, как говорит Бердяев: "Кант и есть основоположник дуалистического решения спора знания и веры. Он признает веру и защищает автономность веры, независимость ее от знания. Но автономность эта - самая жалкая, независимость эта - вполне кажущаяся. Кант - крайний, исключительный рационалист, он отвергает все чудесное, рационализирует веру, вводит религию в пределы разума и не допускает веры нерациональной, не разрешает религии, противной знанию. Рациональное знание продолжает господствовать, с ним должна сообразоваться вера и ограничивать себя велениями просвещенного разума. Дуализм этот, допускающий веру, но ограничивающий ее рациональным сознанием, очень характерен. Кантианство есть порождение отрицательных сторон протестантизма, порвавшего с традицией соборного сознания. Не только протестанты, но и неокатолики, подавленные современностью, стыдятся своей веры и гордятся своим знанием. Религиозная вера вырождается в морализм.. Как мы увидим ниже, вера есть функция воли.. Рационалистическое вырождение протестантизма в религию в "пределах разума" есть компромисс и отказ от подвига самоотречения, всякой верой предполагаемого, но с сохранением утешительных постулатов." И далее: "современность так притязательно и деспотически требует доказательной веры, т.е. принудительной, т.е. направленной на видимые вещи. Замкнувшись в царстве видимых вещей, рациональная современность отрицает веру и делает вид, что не нуждается в ней.. Доказательство, которым так гордится знание, всегда есть насилие, принуждение. То, что мне доказано, то уже неотвратимо для меня. В познавательном восприятии видимых вещей, в доказательствах, в дискурсивном мышлении как бы теряется свобода человека, она не нужна уже. Акт знания не есть акт волевого избрания" (Ibid, с. 45)
Ничто так не ограничивает разум в его притязаниях или ничто так не говорит о границах его возможностей, как вера. Какова логика утверждения, что Христос - истин-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.