Божья человечность

боносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них" (Лк. 11:46) Как говорит Н.А.: "Моральный "идеализм", провозглашающий суверенность "добра", есть самое яркое проявление властолюбивой обыденности." Бывшие мечтатели, столкнувшись с ужасами жизни, пытаются расставить предупредительные вехи, буйки, за которые нельзя заплывать в морали, в науке, в религии и философии. Так появляется двойственный идеализм, об опасностях которого я уже писал. Бердяев в "Трагедии и обыденности", цитируя Л. Шестова, пишет: "Он (идеализм) обзавелся категорическим императивом, дававшим ему право считать себя самодержавным монархом и законно видеть во всех, отказывавших ему в повиновении, непокорных бунтовщиков, заслуживающих пытки и казни. И какую утонченную жестокость проявлял категорический императив каждый раз, когда нарушались его требования!" Сам Шестов пишет: "Достоевский побежал от действительности, но, встретив на пути идеализм - пошел назад: все ужасы жизни не так страшны, как выдуманные совестью и разумом идеи" Это относится и к морали, и к науке: "Позитивизм говорит об этом открыто, он хочет устроить человечество, создать твердую почву (и в теории, и в практике), изгнать из жизни все проблематическое. Но идеализм, особенно кантовский идеализм, стремится закрепить обыденность, создает систему идей и норм, с помощью которых организуется познание, нравственность, вообще жизнь человеческая."

С. Кьеркегор говорит: "С Авраамом дело обстоит совершенно иначе.. он перешагивает через все этическое.. Либо.. этическое - это не высшее, либо Авраам погиб" Ведь как далеко может зайти человек в своей любви к истине и справедливости? Вера как бы противоречит закону - вот почему она часто конфликтует с разумом. Достоевский часто думал поступить так-то и так-то, а поступал совершенно иначе, то есть противно своему разуму. Движение, рост есть уже противоречие, так как как бы отрицают предыдущие свои позиции и состояния. И вот гиперболы Св. Писания, парадоксальные, безумные истины как бы нарушают закон, как бы противоречат ему и характеру Самого Бога, как бы нарушают этику, - являются безумием и как бы беззаконием, нелогичным поведением.

И вот мы снова возвращаемся к логике, затронув её только что в разговоре о символизме и однобокости разума. Полицейский логика вроде бы справедливо и законно требует не принимать мысли и заявления, у которых нет связи с основанием или исходной посылкой, или которые строят на этой посылке целое здание. Мол, не дом ли это

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.