Божья человечность

на песке? Но реальность гораздо сложнее мыслей и понятий генерируемых умом о ней. Ум вычленяет из гаммы сцепленных, связанных друг с другом явлений их отдельные стороны, и в своей гордыне пытается выставить эти "снимки" за всю полноту истины. Но рафинированная и выхолощенная мысль - это отдельный химический элемент: где элементы другие? И каково соотношение между ними? По поводу логики уместно сказать следующее. Незыблемость этого "монолита" ограничена сферой его действия, точно так же, как и всех, например, физических законов. Линия между посылкой или фактами и утверждением может быть не одна. Этих линий я почти всегда вижу две. И они параллельны, как две параллельные прямые, уходящие в бесконечность. Диалектика не является сестрой логики, она гораздо глубже её, и, хотя обязана подчиняться ей, в обосновании своих утверждений, но совершенно не обязана распространять правила логики на все стадии развития вопроса. А истина не обязана применять логику к отношениям между обоими линиями утверждений. Потому что высшая Истина - это Христос, в Котором обе природы слились неслиянно в единое целое, не упраздняющее каждую из них. На этой высшей Истине явно, что логика применима лишь для очищения каждого из тезисов: отношение между ними вне её юрисдикции.

Ни один компьютер, обладающий какой-угодно вычислительной мощностью, не сможет решить простейшую дилемму, например, жизнь одного человека или жизнь целого города, как это у Гюго в Отверженных (глава "Буря в душе"). Чтобы понять это, нужно понять сущность дилеммы. Даже великий Кант называл антиномии кажущимися, считая их плодом дефекта интеллекта. Настоящие, глубокие дилеммы, дилеммы высокого порядка, касаются морали. Человек их решает не исключительно умом, ум ему служит средством, не более. Человек их решает преимущественно волей и сердцем. Запрограммировать решение дилеммы невозможно в принципе. Человек решает дилемму обычно жертвой и без жертвы нет человека. Но может ли жертвовать машина? Конечно нет, потому что её жертва - не жертва вовсе, а всего лишь чуть более высокий приоритет, прописанный в её программе. Приоритет же в дилемме противоречит самому понятию дилеммы. Рабам, которые привыкли мыслить все ценности в исключительно иерархическом порядке, ни сущность дилеммы, ни сущность антиномии не понять.

Границы логики. И разум, и логика всегда вращаются в пределах тезиса: они не могут постичь антиномию, поэтому закономерно возникает вопрос: является ли разум и логика верховными судьями? Для христианина нет, как это ни парадоксально. Если судья не может увидеть всю картину, как он может судить? Ну хорошо, каков же тогда критерий правильности поведения христианина? Или, кто всё решает в храме тела христианина, если не разум? Воля, сердце, дух человека, как пишет Н.А. Бердяев: "Воля определяет характер разума" Я уже говорил о том, что целые рели-

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.