гиозные, научные, философские системы создаются для оправдания уже существующей практики, для согласования её с совестью. Т.е. выходит, что в основных трёх сферах человеческой деятельности очень много тумана - очень много мифического и лживого.
Разум, ум, рассудок являются инструментами постижения закона, законного, логичного, т.е. последовательного, основанного на чём-либо, - это инструмент связывания посылки, аргументов и вывода, основания и утверждения. Это инструмент восприятия закона, но не благодати и благодатного. "Ныне, независимо от закона" (Рим.3:21), пишет ап. Павел: хождение по водам, воскрешение, исцеление неизлечимых, праведность грешников - вещи, как говорилось выше, выходящие из-под юрисдикции закона, т.е., разума и логики. Кантовская вера в пределах разума не может воскрешать, исцелять, взять у Бога праведность и применить её на практике, потому что она есть отвлечённое, непрактическое утверждение идеалов, на самом деле, такое же поклонение идеалам, как у Платона: следующий шаг развития идей Платона. Это идеализм в плохом значении слова. Идея у Канта стала априорным основанием или двигателем разума, тинктурой ума (его тканью и сущностью). Но какое это имеет отношение к практике: к практическому благочестию, какое влияние оказывает на поведение человека, указывает ли механизмы, пути осуществления, воплощения этой идеи, даёт ли средства? Поэтому диктатура разума, ума, рассудка - это диктатура закона, идеала, - царство бесполых, бесстрастных идей, далёких от реальной жизни. Далёких потому, что они неспособны влиять в ту сторону, в которую влияли Творец, патриархи, пророки, Христос и апостолы. Ибо настоящая мудрость есть не знание, а навык, приобретённый благодаря воле и характеру.
О связи логики и Декалога. Для многих современных христиан Закон, Декалог, является всего лишь индикатором греха, к тому же, утерявшим свою "индикаторность" давным-давно. Но раньше не было так, для Давида и ап. Иакова всё было иначе: "Блажен муж.. в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!" (Пс.1:1,2), "Я видел предел всякого совершенства, [но] Твоя заповедь безмерно обширна" (Пс.118:96), "Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы" (Иак.1:25, 2:12). Об этом речь уже шла. Я вижу в Законе, в его заповедях не просто список запретов, а сочетание несочетаемого: двуединство, закон соотношения духа и плоти, пример для отношения любых двух: мужчины и женщины, человека и человека, двух государств и т.д. и т.п. Интересно то, что я рассматриваю вроде бы суждения, отношения между ними, и это подлежит закону ума - логике, но тут же я рассматриваю отношения между началами, между субъектами, что подлежит Декалогу. Учитывая, что "в начале было слово", можно задать вопрос: "Декалог и логика: а не проявления ли это одного и того же, только, в результате грехопадения, распавшегося на разные и как бы чуждые друг другу два образования?!" Ведь ключом для моего отношения к Декалогу и логи-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.