Божья человечность

ке является Христос, соотношение между двумя Его природами. Я хочу сказать, что, вероятно, существует нечто, гораздо большее Декалога и логики, нечто, большее и того и другого, нечто их связывающее. Мы же имеем дело с лучами, которые для нас не связаны один с другим и не несут всю мощь первоисточника.

Также интересно то, что понятие "логика" равным образом связано как с речью, со словом, так и с разумом, рассуждением: мыслить для грека означало выражать мысль в слове, в понятии, в суждении. То есть логика - это наука о связи мысли с её выражением, воплощением в слове: насколько эта связь крепка. Если Закон отделяет грех от праведности, то логика превращена многими в закон, отличающий правду от лжи. Тот, кто противоречит самому себе, кто выдвигает противоречивые суждения - тот лжёт. Мой главный вопрос: может ли человек, выдвигающий суждения, воспринимаемые многими как противоречивые, говорить правду? Да, я считаю может, если это антиномии. Главный вопрос не только в том, где тезис-правда, и где тезис-ложь, а где настоящее, и где псевдопротиворечие. В результате грехопадения бытие оказалось разбитым не на добро и зло, а на осколки добра, которые борются друг с другом в претензии каждый - быть единственным, монопольным добром. Зло - и есть эта претензия: слепота одного осколка на массу других.

"Итак, соблюдая закон логики, не дозволяющей отождествлять противоречащих определений.." пишет Вл. Соловьёв в Смысле любви. Да, это банальность, но эта банальность цепко держит наш ум, словно всадник коня, в жёстких пределах одного из берегов, никогда не позволяя увидеть берег противоположный. Мы под законом, а не под благодатью, когда руководствуемся исключительно логикой. Это Ветхий завет. И не надо ходить далеко: например, если посмотреть на наше общение, то, как правило, оно так же подзаконно, в силу того, что общаются грешники, а не святые. Любому человеку хочется не просто общения, но такого общения, в котором твой ближний допускает существование альтернативной точки зрения, такой же обоснованной, так же сильно аргументированной: хочется уважения, а не чтения морали. Каждый человек отстаивает какие-то ценности, и вот отрицание их, вместо того, чтобы увидеть их и дополнить их до полноты, - диавольское дело, которое отчуждает нас друг от друга, оставляя человека в одиночестве. Самое главное здесь то, что подлинная Истина содержит не один, а два тезиса, каждый из которых так же обоснован и аргументирован, как и другой. Это значит, что подлинная Истина содержит в себе уважение к точке зрения другого, она содержит в себе свободу и любовь: свободное отношение к оппоненту, уважение его позиции, а не унижение её.

Антиномии были изобретены задолго до Канта, вернее, открыты, Моисеем. Сам Закон, Декалог - антиномичен. Десятисловный закон есть образец антиномий: он состоит из антиномий и парадоксов. В конце двух колонок я уже давал углублённые примеры антиномий. Парадокс же и антиномия для меня означают свободу, свободу от крайностей, от

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.