Божья человечность

глупости, однозначного толкования, однобокого отношения к живым существам и просто к вещам. Декалог - это парадокс, потому что Бог есть Дух, а человек есть плоть, а в нашем мире, как правило, дух и плоть между собой враждуют и борются. Основывать жизнь на Декалоге - значит основывать жизнь на парадоксе. Главный парадокс, наряду с Богом - человек. Человек как парадокс. Потому что человек живет в двух состояниях своего духа: в одном, когда он сам себе кажется до того хрупким, что даже удивительно, как может существовать такая жизнь вообще, и в другом, когда нет ничего невозможного для духа человека, его ярости и огня. Если же жизнь воспринимать только через призму подзаконного и логического, - настоящую, Божью правду можно не увидеть..

"Но ныне, независимо от закона" (Рим.3:21) - закон нарушая? Нет, исполняя, но не ограничиваясь им, раскрывая жизнь большую, нежели он нам открывает. Логика закона, логика вообще видит лишь тезис: один из двух, всегда один из двух. Логика находится лишь в последовательности: в связи аргументов и утверждения, - она в принципе не может увидеть связи двух одинаково аргументированных тезисов. Она может увидеть лишь их противоречие друг другу, только и всего. Т.е. даже хуже: она может стать между нами и подлинной, антиномичной истиной. Она постоянно держит нас в рамках то одного, то другого тезиса. То одного, то другого русла повествования. Подняться над обоими руслами, увидеть их обоих вместе она не в силах. Синтетически их связать она не в силах, как бы это ни опровергали. Связать тезис и антитезис, постичь антиномию - это за пределами логики, ума, разума, а тем более рассудка. "Мир Божий, который превыше всякого ума" (Флп.4:7), "если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным" (1Кор.3:18) - это не гиперболы, не обличение похотей мира, как трактуют фарисеи и умники. Это утверждение святого безумия за границами ума как органа плоти. Святое безумие: противоречие в определении? Нет: сочетание несочетаемого, выход за пределы разумного, умного, логического, законного, фарисейского, природного, человеческого.

Павел Флоренский пишет: "[137] истина есть суждение само-противоречивое.. Истина потому и есть истина.. потому что сама говорит против себя более, чем может сказать какое угодно отрицание; но это само-отрицание своё истина сочетает с утверждением. Для рассудка истина есть противоречие.. Каждое из противоречащих предложений содержится в суждении истины.. Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Другими словами, истина есть антиномия, и не может не быть таковою.. подвиг рассудка есть вера, т.е. само-отрешение. Акт само-отрешения рассудка и есть высказывание антиномии. Да и в самом деле, только антиномии и можно верить; всякое же суждение не-антиномичное просто признаётся или просто отвергается рассудком, ибо не превышает рубежа эгоистической обособлённости его.. [138] Истина есть антиномия понятий.. [141] каждый раз необходимо убеждаться не только в ис-

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2020 Скала свободы. Все права защищены.