Божья человечность

тинности тезиса., но и выяснять, не есть ли он половина некоторой антиномии .. Антиномия есть такое предложение, которое, будучи истинным, содержит в себе совместно тезис и антитезис, так что недоступно никакому возражению.. [142] Вот почему для католицизма, погрузившегося в область душевную и, следственно, рассудочную, но предметом своим имеющего все же духовное и, следственно, антиномическое, - вот почему для католицизма авторитет - все, и без железного авторитета, без указующего перста папы католик бессилен жить. [144] Хочется повторить за Гераклитом его жалобу, остающуюся и теперь современной: "Люди не понимают этой вечно-существующей истины, пока не услышат о ней; не понимают они и тогда, когда услышат о ней впервые. Ибо, хотя все происходит согласно этой истине, люди оказываются непонимающими, когда на опыте находят и речи и факты такими.. От других же людей ускользает то, что они делают наяву подобно тому, как забывается ими то, что они делают во сне".."

Затем он ссылается на У. Джемса: "Мы не должны, не смеем замазывать противоречие тестом своих философем! Пусть противоречие остается глубоким, как есть. Если мир познаваемый надтреснут, и мы не можем на деле уничтожить трещин его, то не должны и прикрывать их. Если разум познающий раздроблен, если он - не монолитный кусок, если он самому себе противоречит, - мы опять-таки не должны делать вида, что этого нет. Бессильное усилие человеческого рассудка примирить противоречия, вялую попытку напрячься давно пора отразить бодрым признанием противоречивости." Далее: "[146] Тайны религии - это не секреты, которые не следует разглашать, не условные пароли заговорщиков, а невыразимые, несказанные, неописуемые переживания, которые не могут облечься в слово иначе, как в виде противоречия, которые зараз - и "да" и "нет".. [147] Антиномичность вовсе не говорит: "Или то, или другое не истинно"; не говорит также: "Ни то, ни другое не истинно". Она говорит лишь: "И то, и другое истинно, но каждое - по своему; примирение же и единство - выше рассудка". Антиномичность - от дробности самого бытия, - включая сюда и рассудок, как часть бытия.. Догмат, как объект веры, непременно включает в себя рассудочную антиномию. Если нет антиномии, то рассудочное по[148]ложение - цельно. А тогда это, во-первых, - не догмат, а научное положение. Верить тут нечему, очищать себя и творить подвиг - не для чего.. сознание тогда не полно, неглубоко, не вгляделось во внутреннюю суть объекта.. Ограничение одною стороною - таков, именно, смысл ереси. Ересь, даже мистическая, есть рассудочная односторонность, утверждающая себя, как всё. Aiρεσις - выбор; избрание, склонность или расположение к чему-нибудь, затем избранное, избранный образ мыслей и, отсюда, - партия, секта, философская школа.. одно-

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.