стороннее положение ставится на основание безусловной Истины и тем самым это положение исключает все то, в чем видится антиномическое дополнение к данной половине антиномии, рассудочно - непостижимой. Объект религии, падая с неба духовного переживания в плотяность рассудка, неминуемо раскалывается тут на аспекты, исключающие друг друга.. Священная Книга полна антиномиями. Антиномистично скрещи-[149]ваются между собою суждения не только разных библейских авторов .. но - одного и того же; и - не только в разных его писаниях, но - в одном и том же; и - не только в разных местах, но - в одном и том же месте.. Только подлинный религиозный опыт усматривает антиномии и видит, как возможно фактическое их примирение; но для позитивистического рассудка они не видны, или же их заостренность представляется литературной манерою парадоксального, - а то и больного, - ума.. Где нет антиномии, там нет и веры.. Каким холодным и далеким, каким безбожным и черствым кажется мне то время моей жизни, когда я считал антиномии религии - разрешимыми, но еще не разрешенными, когда я в своем гордом безумии утверждал логический монизм религии."
Между человеком и миром, между человеком и его ближним стоит, в числе всего прочего, ум: через него человек воспринимает мир и ближнего: чужие страдания и чужие радости. Не только через глаза и уши. Ум беспощадно делит и категоризирует. Причём у всех. Ум, знания, опыт, багаж аллюзий, ассоциаций, которые связаны с множеством предметов, типов людей и явлений и ими вызываются, притом у каждого свои, словно запахи, ассоциируемые с кем-то или чем-то: всё это вавилонские башни между сердцами. У детей этого нет, и потому Учитель говорил "будьте, как дети". Заповедь "не судите" на самом деле означает "придержите свой ум", или "не считайте его решения окончательно-верными". Предубеждения - это не просто ограниченность ума некоторых людей, а одно из выражений ограниченности ума как такового: его как функции, как органа. Интеллект и есть орган, и не более того. Те, кто наделяет ум папскими полномочиями, воспринимают утверждения человека, который к уму подключает интуицию, волю и сердце, как противоречащие логике. Потому что они действительно противоречат логике одного из тезисов истины, тезиса, который они видят, не видя тезиса второго, не видя всей правды.
Формальная логика не любит и не терпит антиномии, она считает, что какой-то из тезисов антиномии обязательно - заблуждение, иллюзия, ложь сознательная или неосознанная. Классическая логика не любит и не видит парадоксы. Логика имеет свои границы, как и закон. Её границы - границы ума, его способностей. То, что для ума безумие, - естественно отрицается логикой, высмеивается ею, налагается запрет. Поэтому личность, христианин имеет навык преступлений перед логикой, точно так же, как преступлений перед чувствами. Самое интересное, что в силу вышесказанного мудрец или пророк могут восприниматься людьми как софист или
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.