Божья человечность

ной свободы нельзя мыслить ни как независимость живого существа, ни как независимость и реальное существование её как отвлечённой идеи. Потому свобода, хоть и независима от Бога (субъекта), но не есть универсалия (объект): ни отвлечённое, висящее в воздухе, начало, ни голое представление отдельных людей, ни всего лишь имя.

Скорее традиционное протестантское представление можно назвать платонизмом, потому что для придерживающихся его только Христос свят наряду с двумя другими Ипостасями, а также Его Ангелы. Все остальные -якобы несвяты, суть падшие существа, которым нельзя доверять. Мне скажут, что это платонизмом быть не может, ведь в роли идей-то выступают живые существа. Но платонизм известен дуализмом: разрывом между "идеями" и реальностью, а также непринятием плоти - людей мира как безнадёжно испорченных. Тогда как настоящее христианство смотрит на них как на нуждающихся в преображении. "Статическое понимание Бога как чистого акта, не имеющего в себе потенций, самодовольного, ни в чем не нуждающегося, есть философское, аристотелевское, а не библейское понимание Бога. Бог Библии, Бог откровения совсем не есть чистый акт, в нем раскрывается аффективная и эмоциональная жизнь, драматизм всякой жизни, внутреннее движение.. Поразительна ограниченность человеческой точки зрения на Бога. Богу боятся приписать внутренний трагизм, свойственный всякой жизни, динамику, тоску по своему другому, по рождению человека, но нисколько не боятся приписать гнев, ревность, месть и пр. аффективные состояния, которые считаются предосудительными для человека. Существует глубокая пропасть между пониманием человеческого совершенства и Божественного совершенства. Самодовольство, самодостаточность, каменная бездвижность, гордость, требование беспрерывного себе подчинения - все свойства, которые христианская вера считает греховными и порочными, но Богу их преспокойно приписывает. Получается невозможность следовать евангельскому завету - "будьте совершенны, как совершен Отец Ваш Небесный", недопустимость для человека богоуподобления. То, что в Боге считается признаком совершенства, в человеке считается признаком несовершенства, греха." Такая непоследовательность свойственна только языческому, порочному идеализму.

Несотворённая свобода не есть энергия, ибо энергия - это движение материальных частиц. Несотворённая свобода может быть мыслима точно так же, как мыслят дух и истину, а не как природные реальности. Как и дух, она не есть бытие. Она есть бездонное небытие, которое неподвластно Творцу мира, и которое содержит в себе потенциал зла. Благодаря этому зло и существует: Бог не может победить потенциал зла, заключённый в ней. Много существ, наделённых свободой, реализуют этот потенциал и это трагедия. Трагедия невозможна без свободы. Точно так же, как и любовь.

Универсалии. Во всех трёх случаях решения спора об универсалиях мысль находится в вещах, во вторичном, вернее, в детском, неоформленном ещё состоянии, которому не явлено откровение о живой конкретной

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.