Л. Шестов в книге "Предпоследние слова" пишет: "Евангелие все сплошь пропитано противоречиями, не внешними, не историческими и фактическими, а внутренними, противоречиями в настроениях, в "идеалах", как выразился бы современный человек." "В Евангелии скрещиваются столь противоположные течения, что люди, в особенности люди большой дороги, умеющие двигаться лишь в одном направлении и под одним, всем видимым знаменем, люди, привыкшие верить в единство разума и непререкаемость логических законов, никогда не могли охватить целиком евангельского учения и всегда стремились придать словам и делам Христа единообразное, исключающее противоречия и более или менее соответствующее обычным представлениям о делах и задачах жизни толкование." ""Уверуй, и по твоему слову сдвинется гора" - читали они в загадочной книге и понимали это в том смысле, что всегда, ежечасно и ежеминутно нужно думать и желать одного и того же, заранее предписанного и вполне определенного. Меж тем, Евангелие разрешает и благословляет в этих словах самые безумные и рискованные опыты."
Две колонки тезисов, приведённые выше, их иррациональность в отношении друг ко другу, и, по сути, нелогические утверждения, которые включают частную правду их обоих, добавляют в мою христианскую жизнь недостающее ей, оформленной, рационализированной, расписанной догматами и объективированной в катехизисах: добавляют чудесное, необычное. Есть явления, которые нельзя обосновать однобоко, логически и рационально. Потому что эти явления как бы противоречат сами себе и реальности, в которой находятся. Юмор, радость, риск, сама вера - не логические явления, пережившие тысячелетия. Иногда чувства, подчас интуиция - не имеют никакого видимого, рационального основания, не подтверждаются фактами и аргументами. Но на поверку ведут к истине. Если есть одна мысль, то где-то рядом должна быть и другая, причём прямо противоположная. Если есть написано, то где-то обязательно должно быть "написано также". Рассудочность, "здравомыслие" и "рассудительность" часто мешают сделать доброе дело. Яркий пример - притча о добром самарянине: самые знатные прошли мимо отверженного именно из-за рассудочности. Мудрость - в том, чтобы сознавать ограниченность любой мысли, самой гениальной и правильной. Ибо рядом всегда может найтись другая, такая же гениальная и правильная. Не быть в плену у ratio, сознавая, что он - всего-навсего инструмент..
Это значит, что истина одна, но содержит два тезиса. Есть борющиеся противоположности, воюющие друг с другом, как, например, добро и зло, праведность и грех. А есть дополняющие друг друга, но обычно разрозненные в греховном мире: дух и плоть, истина и милость, мужское и женское. Отношения между ними могут описываться и простыми противоречиями, и противоречиями в определённом смысле, антиномиями, отражающими как мнимую победу одного из них над другим, так и самость каждого из них. Но противоречат ли практические, воплощённые антиномии, а именно: мужчина и женщина, истина и ми-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.