Божья человечность

клоняются несимметричному Христу, исполняют Закон, в котором нарушены пропорции. Если бы им дать возможность творить - у них бы вышли уродливые твари с одной частью тела большей другой. Это значит, что праведность и совершенство, вечная жизнь человека зависит от красоты его любви: от того, насколько его любовь к Богу, к правде так же велика, как и любовь к человеку и миру.

Итак, добродетельность не есть христианство (хотя в христианство добродетельность и входит). Религиозность и вера в Бога не есть духовность (хотя духовность их в себя включает). Христианство выше добродетельности и духовность - религиозности. Точно так же, как люди гораздо сложнее организованы и устроены, нежели животные. Кто это не понимает - тот не может быть ни христианином, ни человеком духовным. Что же отличает христианство и духовность от их низших собратьев? Творческие духовные качества, например, диалектика и эстетика, как бы это смешно ни звучало для религиозного и добродетельного обывателя. Я сейчас покажу, в чём здесь суть.

Обыватель (homo vulgaris), признаки обывателя. Здесь я начинаю раздел об обывателе: о том типе человека, который уничтожает саму человечность, и потому, используя фразеологию Ницше, это тот тип характера, который мы должны преодолеть в себе на пути к настоящему христианству.

Кого я могу противопоставить обывателю? Настоящего христианина, или хотя бы версию попроще: мечтателя. О каком же мечтателе я говорю? Об идеалисте в дурном значении слова? Во второй и третьей частях главы об идолах я уже дал понять, что нет. Об "интеллигенте", далёком горестям обычного, простого человека? Тоже нет. Я не собираюсь менять слова из-за того, что их значение опорочили. Мой "мечтатель" - это человек, который не сдался, не прекратил по-детски мечтать, строить в сердце другой, более человечный и более совершенный мир. Это не оптимист, т.к. оптимисты как правило, наивны. Это не фантазёр-идиот, потому что он не боится посмотреть реальности и её правде в лицо. Это человек, который от всего сердца стремиться создать хотя бы в малом подобие Божьего. Синоним или другое более глубокое название такого человека - "творец". И пусть он творит по большей части только собственный внутренний мир, - такого человека Богу можно безопасно поместить в новый мир, чтобы он не заразил его (вспомним "Сон смешного человека" Ф.М. Достоевского) и не превратил в мир современный.

Красота и обыватель. О свинстве и чистоте в обоих смыслах. Обязательным условием единства есть равенство, родство, равное, симметричное отношение к другому и к себе. Тогда как в падшем мире отношения, как правило, перекошены: одно ущемляется превознесением другого. Нет никакой моральной симметрии. Множество миров не проникают друг в друга, существуя параллельно, словно на разных планетах. Богатые не имеют никакого представления о том, как живут бедные: какой ценой им достаётся самое необходимое. То, что богатому достаётся легко, о чём он даже

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.