и не думает более 5 секунд, - бедному может никогда не достаться вообще, или чтобы получить это, может недоедать, недосыпать, экономить, перерабатывать и напрягать силы так, как богатому никогда не придётся в своей жизни. Точно так же и обыватель не имеет никакого представления о душевных муках интеллигента: ему смешны вопросы, которыми тот мучается. Он не может понять, как можно не приходить к Богу или не делать то-то и то-то из-за мысли, из-за вопроса: обыватель делает и живёт делом, никакими сложными вопросами или мыслями себя не напрягая. У него нет ни одной несбыточной мечты: он циник и скептик, а потому мечтает только о доступном. Романтики вызывают у него насмешку. Истина и добро для него то, что модно считать истиной и добром. То, что называют таковым ближайшие к нему авторитеты и большинство. Своё личное мнение он любит держать при себе и делится с ним только с теми, кто никак навредить ему не сможет. Это унизительно, так говорить о нём? А разве не унижение такое отношение обывателя к интеллигенту?! Увидев количество страниц книги, написанной интеллигентом, обыватель, ни секунды не думая, выдаёт: "Это же сколько времени и сил потрачено впустую! Эти бы силы - да в нужное русло: дрова бабушке нарубать, огород вскопать, деньги на лекарство заработать.." И вроде бы всё он правильно говорит, но почему одно должно быть в ущерб и за счёт другого?
Правда очищает от лжи, выравнивает, делает симметричными отношения, несёт моральную красоту и моральную чистоплотность. Что же отличает реакции обывателя и человека на правду? Человек принимает правду, а обыватель озлобляется, потому что обнажается его скрытое нежелание расти и двигаться дальше, духовно, морально и психически. Что лежит между человеком и прахом, из которого он сотворён? Грязь: обыватель любит оставаться грязным, вести себя по-свински как дома, так и на улицах, как во внешнем, так и во внутреннем, духовном мире. Он воняет если не в прямом, так в переносном смысле. Каким бы ни был обыватель: молодым или старым, от него всегда веет "душком" и не обязательно сигарет или незапломбированных зубов. Атмосфера, которую он создаёт, губительна для духа мечтателя. Есть, конечно, промежуточная стадия, которая поддерживает чистоту дома и совершенно не заботится о чистоте окружающего этот дом мира. Но это всё та же вышеупомянутая недальновидность, узость и ограниченность. Обыватель - это свинья в храме: он марает храм своего тела, создаёт невыносимые условия для существования других храмов и засоряет храм земли. И не подозревает, что отношение к чистоте физической связано с отношением к чистоте моральной: принципов и отношений. Да ему целостность и не нужна, ибо приоритеты его другие.
Обыватель слеп на различие между красотой и уродством. Он презирает "высокое искусство", любит поговорку "когда чума - о творчестве не думают", утилитарно относясь к любой вещи. Для него одинаковы ценны и картины Леонардо, и квадрат Малевича. Благодаря ему откровенно бездарные вещи стали цениться наравне с шедеврами.
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.