
ние не объясняет трагедию Голгофы, почему Богу пришлось воплощаться в человека, жить среди людей и идти на смерть, рискуя не только собой, но и всей вселенной. А именно почему Бог не смог ограничиться новым актом творения, чтобы исправить нарушенное своё творение. Если развить учение критиков Бердяева до конца, выходит, что нужда в Голгофе, в самом Боговоплощении отпадает. Банальная реплика "Христос должен был показать характер Отца" не отвечает на этот вопрос, так как всесилие Бога не ограничено чьим-то непониманием или ложным толкованием Его характера. Я же считаю, что зло есть неконтролируемое Богом, в этом его суть, иначе оно не было бы злом. Бог ненавидит его и борется с ним, сдерживая его (От. 7:1, Дан. 10:13). И это значит, что, например, применение силы: те же египетские язвы или язвы Откровения, потопы и содомы могут ограничить, но не могут победить зло, о чём я и писал в третьей части главы об идолах. Бог творит галактики, но бессилен перед злой волей. Потому и глупо верить, что твои собственные планы никто не разрушит. Говоря в главе об идолах о труде, я уже показывал, что судьба человека вовсе не в руках его одного. "И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их." (Еккл. 9:11)
Учение о несотворённой свободе есть справедливая компенсация той рациональной картине мира, которую рисуют традиционные верующие. В их картине нет места случаю, злу вообще, как таковому: всё контролирует Бог, ничто не может произойти без Его ведома. Но что такое тогда зло и страдания, а главное, несправедливая цена, которую люди, особенно дети платят своими страданиями за "добро", за "познание", за "творческие игры" такого кажущегося Бога?! Да, есть люди, есть даже дети, гораздо худшие самых кровожадных животных, но независимо от них есть люди и есть дети, страдающие невыносимо глубоко, несправедливо, несоответственно тому злу, которое они породили. Но сам вопрос о справедливости обычно ставят атеисты, а не верующие: для традиционных верующих этот вопрос не имеет большого значения, так как они верят в справедливость Божью. Тогда как вопрос о справедливости - это вопрос о такой степени страдания, который соответствовал бы степени зла, порождённого человеком. Да, эволюция говорит о случайности, бесцельности появления человека более религии, но это не значит, что я верю в эволюцию. Мне эволюционизм всегда представлялся верой в то, что после взрыва гранаты должны появиться кролики или ещё что-нибудь живое.
Странно, что столько веков, даже после Якова Беме, историческое христианство боялось источником зла назвать неконтролируемую Богом свободу. Чем можно это объяснить? Многими причинами, среди которых обычный животный страх перед злом, и идолопоклонство вселенского размера (я говорю о том, что многие сходят с ума по Богу так, что слепнут на человека: на его мир, на его страдания). Может ли Бог применить силу? Вспоминая потоп, Содом, восстание Корея, египетские язвы, меня уверяют, что может. Если бы я был иудеем или мусульманином - я бы согласился. Но я христианин, как
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2025 Скала свободы. Все права защищены.