Наряду с "закрытым" есть открытое: тайна благочестия, истина о родстве Бога и человека. Она "открыта святым Его". То, что Христос - Бог, и что "сущий в недре Отчем" - человек, значит, что Бог человечен, а человек родственен Богу. То есть, если в Боге человек есть, значит и человечность. Христиане во все времена опасались приписать Святости греховные человеческие качества, но слово "человечность" отличается от слова "божественность": если божественность невозможно описать словами и увидеть глазами, то Божью человечность можно не только видеть, но и передать одним словом: "Христос". "Христос является нашим братом. Небо сокрыто в человечестве, и человечество, в свою очередь, заключено в недрах бесконечной Любви" Эта человечность ничего общего с грехом, с низостью и порочной слабостью человека не имеет, она "без пятна и порока". Чтобы восстановить её в нас и приходил Христос. Написано: "Мне чрез откровение возвещена тайна.. Которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым" (Еф. 3:3,5), и: "Мне дана благодать сия - благовествовать.. и открыть всем, в чём состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге.. дабы ныне сделалась известною.. многоразличная премудрость Божья, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надёжный доступ" (Еф. 3:8-12); "Чрез Него и те другие имеем доступ к Отцу.. вы.. не имели надежды и были безбожники в мире.. Ибо Он есть.. разрушивший стоявшую посреди преграду (завесу).. дабы.. в одном теле примирить обоих (язычников и израильтян) с Богом посредством креста, убив вражду на нём" (Еф. 2:18, 12-16, в скобках - мои примечания). Тайна примирения Бога и человека, "которая есть Христос в вас" (Кол. 1:27) есть суть проповеди Апостолов; тайна Бога в человеке, т.е. святости, праведности, мудрости и многих других Божьих качеств; и одновременно это тайна человека в Боге, т.е. страданий, заботы, святых ревности и ненависти, - тайна родства Бога и человека.
Страдания в Боге, Его озабоченность судьбой человека, Его ненависть к злу, Его человечность роднит, сближает нас. Говорят: "Умаляешь Бога до нашего греховного уровня. Приписываешь Ему идеалы условной человеческой любви". Тайна благочестия в том и заключается, что Христос и Церковь, Бог и человек, становятся одно. Потому что Христос, Которому всё поклонение, не только Бог, но и человек. И человек не формально, не только внешне, а до Святого святых Бога: в Нём Бог и человек неотделимы друг от друга. Во Христе, в Боге, человеческая природа раскрывается оригинальной человечностью; и без неё теперь невозможно мыслить Его. Ведь Христос не только как человек, но и как Бог чувствовал боль, ненавидел, гневался, страдал и пережил смерть.
Традиционные верующие считают, что на кресте не умер Бог, т.к. Бог есть абсолют, и потому страдать, а тем более умирать, в принципе не может. Ибо, мол, всё держится на Боге, и Его смерть даже временная, даже Ипостаси, привела бы к уничтожению мира. Противоположную точку
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.