существом. Либо просто человеком, либо просто Богом. Они для себя никак не могут решить (да и не хотят): Бог Он или человек, или до какой степени тот или другой, и оставляют этот неправильный вопрос подвешенным, непонятым. Среди тех же, кто принял на веру то, что Он истинно Бог и истинно человек во всей полноте обоих природ, мало тех, кто действительно познал Его, сделав последовательные выводы из такого удивительного присутствия обоих природ в Нём, из такого отношения их друг к другу. Такие люди не осознают связи их представлений и верований с их же моралью и поведением. Они не до конца понимают значение догмата о двуединстве Христа. Тогда как смыслом истории, истории отношений между Богом и человеком, ответом на все её вопросы об этих отношениях, о состоянии и судьбе человека, является именно откровение Богочеловека, Его отношения к двум природам или отношения Его природ друг к другу. Многие до сих пор спорят о Его природе, тогда как многие разногласия в этой сфере были разрешены ещё в IV-ом и V-ом веках Никейским и Халкидонским оросами Вселенских соборов: "Иисуса Христа.. Бога истинного.. который.. воплотился.. и вочеловечился" , "Иисуса Христа, совершеннейшего в Божестве и совершеннейшего в человечестве, истинного Бога и истинного Человека.. в двух естествах неслитно.. нераздельно.. познаваемого, - так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества.." Кто-то считает, что это отвлечённые философские выводы, либо политически-выгодные решения для примирения враждующих сторон. Но бывает ли политика нерациональной, парадоксальной, неутилитарной? Для меня оросы, догматы - ответ ересям, порождающим известные плоды в характере человека.
В истории примечательна борьба взглядов на обе природы Христа. Евтихий и Арий, Кирилл Александрийский и Несторий, монофизиты, монофелиты, миафизиты, - точек зрения множество, упростим их и просто поделим на два, создав два воображаемых лагеря. В одном говорят, что человеческая природа Христа отлична от нашей, они утверждают Божественность в ущерб человеческой, т.е. доминирование Бога над человеком во Христе, нивелирование человеческого, сведение на нет, к инструменту, к оболочке. А в лагере напротив отстаивают абсолютное человечество Иисуса в ущерб Его Божественной природы. Причём за каждым из этих утверждений стоят две очень больших группы библейских текстов, явно говорящих в пользу каждого. Правы же не эти лагеря, а епископ Римский Лев I, письмо которого и легло в основание Халкидонского вероисповедания: "Истинный Бог и истинный Человек.. неслитно.. нераздельно.. в двух естествах познаваемый". Это значит, что Христос - не только человек и не только Бог, а истинный Бог и истинный человек в Одном, т.е. стопроцентный Бог и стопроцентный человек.
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.