
Валаамом. В праведный же суд входит и ходатайство, и обличение; и не только Божье: то, что в наши дни в небесной скинии и храме идёт суд, означает Христово действие - не только Божье, но и человечье. Как можно стремиться попасть в среду тех, кто тысячу лет будет судить ангелов, и, в то же время, сейчас не способен вынести суждение о человеке, оправдывая себя заповедью "не судите, да не судимы будете"? Мы нарушаем "нераздельно", когда видим согрешающего, но боимся обличить его, не желая быть таким "стражем дому Израилеву" (Иез. 3:17) каким был Иезекииль или Иоанн Креститель. Да, обличать того, кто не хочет знать свои слабости, - как хватать чужого пса за уши (Прит.26:17), и да, словом можно убить, даже вкладывая в это слово всю милость, на которую ты способен, но противоположная крайность - обоготворение смирения, "обрати к нему и другую" (Мф. 5:39) без "сохраняйте суд" (Ис. 56:1). Написано: "Давайте суд бедному и сироте" (Пс. 81:3), как написано ещё: "Не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них" (Ис. 1:23). Это ослиное христианство, ересь однобоких, послушание более плоти, нежели духу, как написано: "Не делайтесь рабами человеков" (1Кор. 7:23), и ещё: "Не подвергайтесь.. игу рабства" (Гал. 5:1). Злу должно быть оказано яростное противление потому, что наивысшая любовь к ближнему включает в себя заботу о его спасении.
Эти слова вызывают у вас ироническую усмешку? А вы уверены в том, что свободны от реакции на псевдоверующих, которые и вызвали её? Не важна ли истина сама по себе, в принципе, независимо от тех, кто пытается в нас вызвать ту или иную животную, инстинктивную "аллергическую" реакцию? Можно опорочить что-угодно, просто вызвав реакцию на него или перекормив пациента этим продуктом.
Бесспорно, что сущность христианства, суть Божьей человечности заключается в несении креста любви к человеку. Но любовь эта - не ослиного, не попустительствующего характера. Любовь сынов Творца творческой, преображающей природы; она готова умереть не только за человека, но и за воплощение творческого замысла в нём, за его пребывание в Истине и вечности. Конечно, только при наличии его воли на это. Но избежать креста страданий творческой, жертвенной любви можно только присоединившись к распинающим человека за своей похотью, либо к циникам и скептикам, утратившим веру в человека. И это совсем не означает законническое насилие или равнодушие к тем, кто такую любовь не принимает. Истина, словно мечом, делит людей, ставя стены различия, но стены эти призваны охранять не только её.
О псевдозаботе. Есть рабское "нераздельно" по отношению к человеку: заботой, участием и состраданием человек может злоупотреблять. Если Пилат равнодушием убил Иисуса: снятием с себя ответственности, то Иуда - слишком активным участием и заботой. Святость твоего "нераздельно" измеряется безумным для многих поведением Иезекииля, Осии, Иоанна Крестителя: они поступали так, что всем казалось, будто они повышают тон, ранят людей, никого не уважая и ни к кому не прислушиваясь. Но они никого не подчиняли своему кумиру, как Навуходоносор, жертвуя своим благополучием, здоровьем и даже жизнью. Подлинное не-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2025 Скала свободы. Все права защищены.