уродстве художественно показал В. Гюго в знаменитых "Соборе Парижской богоматери" и "Человеке, который смеётся". Но это только начало темы: иногда даже те поступки человека, которые воспринимаются большинством как свидетельство окончательного разрушения личности, ничего не говорят о внутренности человека. Для христианства мало обычного, традиционного сознания всех недостоинств человека, его природы, как об этом говорят: "Я знаю, что такое человек, потому их заповедь "Любите врагов" полнейшая нелепица". Христос тоже знал, что такое человек, как написано: "Не вверял Себя им, потому что знал всех.. ибо Сам знал, что в человеке" (Ин. 2:24, 25), но Его любовь превзошла это знание, и мало тех, кто понимает, что смысл христианства - в любви к тому, кто устроил тебе крест, в парадоксальной, безумной жертве достойными ради недостойного. Ибо недостойные не только "никуда не годные", но и материал для творчества, сыны и дочери Божии.
Да, кого-то может унижать это понятие о человеке как материале. Кто-то может оскорбляться, думая, что им манипулируют. Но так только кажется, потому что он не видит всей картины: он не замечает, как его пороки и нечистые духи манипулируют им, он не видит своего внутреннего разложения. Да, его воля - это святое, против которого нельзя идти. Но вопрос о манипуляции он имеет право задать только тогда, когда воля его будет цельной. А пока - "сеятель семя сеет" и идёт борьба, а не жизнь в раю. Да и кто тобой может манипулировать без твоего на то согласия? Не надо обманывать самого себя и искать причину своих несчастий исключительно вовне.
"Нераздельно" обоих природ во Христе проявляется в творчестве; творчестве человека и над человеком. Как любить того, кого любить невозможно? Творя. И для творчества везде и всюду много работы и материала: обычный, средний человек представляет собой существо, не устоявшееся ни в добре, ни во зле. То, что мы видим, - лишь часть, как написано: "Как бы сквозь тусклое стекло, гадательно" (1Кор. 13:12); лишь часть этого человека. В разных ситуациях и человек может быть разный. Иногда - очень добрый и красивый, иногда - злой и уродливый. Один и тот же человек. Потому одни говорят о нём одно, другие - другое. Как узнать, каков он действительно? Он иногда и сам не знает, в какого себя верить. В глазах же творца подлинное "я" человека есть Христос. Не раскапывайте, не пытайтесь узнать, каков он "на самом деле", не радуйтесь, когда нашли подтверждение тому или другому. Обычно, вы найдёте в нём всё, чего ни захотите. Но для настоящей любви он на самом деле таков, каков во Христе, как написано: "С любовью во Христе" (1Тим. 1:14). Это секрет любви Творца, настоящей творческой любви.
Есть два похожих возвышения человека: действительное и кажущееся, обожение и эгоизм. Сплошь и рядом их путают, и первое называют эгоизмом, тогда как оно уничтожает его. Эгоизм есть возвышение ложное, иллюзорное, кажущееся: на самом деле оно есть падение человека, уничтожение его ценности за возвышением, обоготворением его же желания. Тогда как его воспринимают за действительное возвышение человека над
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.