Богом. Эгоизм не есть подлинная любовь к себе, это идолопоклонство, себя ставящее в прислугу собственному желанию, себя отдающее на алтарь побуждения, переросшего в похоть. Никто из эгоистов любить ближнего как самого себя не способен, потому что никто из них самого себя не любит. Зло творят друг другу потому, что человека в себе и другом не любят, не ценят им. Любовь к человеку включает в себя и любовь к самому себе, потому что сам - тоже человек. От этого же повсеместно убегают, путая с эгоизмом. Господь учит: независимо от того, послушна, строптива, т.е. греховна, или праведна овца, Пастырь оставляет ради её спасения девяносто девять; жизнь Свою отдаёт ради кого? Ради праха и червя. В глазах Божьих, в Его законе и в Нём Самом человек занимает необычайно высокое положение независимо от его зла или добра, независимо от его соответствия высшим меркам. Нельзя конкретное живое человеческое существо оставить словом или делом, уйдя в нечеловеческие земли. В этом один из главных секретов Божьей человечности, праведности, свободы и силы как Бога, так и человека во Христе.
Конечно, всё только что сказанное имеет смысл только в определённом контексте: милость, забота, внимание в отношении к человеку сами по себе деспотичны, легко срываются в любовь насилующую, идольскую. Потому в основе Божьей человечности наряду с "нераздельно" существует "неслитно". И оставить человека в беде, и применять к нему насилие можно только поклоняясь какой-либо прелести. Божья же человечность - это борьба не только за Бога в человеке, но и за человека в Боге, не только за Божественные идеалы, но и за конкретное живое существо. Это значит, что важны не только забота и участие, но и уважение к воле и свободе другого.
О "неслитно". Необходимо не только постоянно быть с человеком, разделяя его одиночество, сострадая и участвуя в его делах, но и предоставлять его ему самому, давая место его решениям, воле, свободе, и даже ошибкам и грехам. Я говорю не о соучастии, а о воле как таковой.
Во-первых, любой человек представляет собой опасность. Большинство обывателей предсказуемы, и поддаются как влиянию, так и контролю. Но в каждом из них есть такой потенциал, который, если будет воплощён, то ни контролю, ни какой-либо силе извне не поддастся. Человек может нарушить любые правила, поругать любые святыни и найти средства для воплощения желаемого, сделав всё по-своему. Это нужно сознавать и не пытаться стать дрессировщиком "собак". Поэтому параллельно с "неслитно", с жертвой всем ради человека, необходима защита своих территорий от его же вторжения (я уже говорил об этом в главе о храме).
Во-вторых, любой человек представляет собой неповторимую индивидуальность. Божья человечность раскрывается не только в сходстве особого рода, единстве каждого со всеми, но и в отличии каждого ото всех, в защите его территории, его индивидуальности, его самости от чужого посягновения.
В-третьих, обычная забота и участие, как правило, преследует свою собственную, эгоистичную цель. Корень всякого насилия и давления - каждение какой-либо вещи или без-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.