сути и различия смирения и гордости. Здесь открывается суть и христианства, и антихристианства: в путях осуществления доброго.
Мир насилует человека и очень трудно отстоять свои территории перед этой громадой: живое человеческое существо насилуют открыто и негласно, интимно и общественно, со стороны вышестоящих и со стороны стоящих ниже, чужие и свои. Всё многообразие жизни, интересы личности сплошь и рядом жертвуются в угоду большинству ради отвлечённой цели, пользы и выгоды организации или института. Почти везде творческие возможности человека подавляют культом коллективной мудрости, опыта и авторитета. Суровее и безобразнее всех насилует человек сам самого себя, изнутри, страхами, желаниями и идеями. Почти везде существует атмосфера насилия, которая начинается с жестов и мимики, продолжается в словах и тоне, разрастается в той практике, которая включает в себя и слова, и поступки. Почему с одними людьми чувствуешь к себе уважение, растешь в своих глазах, беседа протекает легко, высказанные мысли рождают новые - прибыль, которую получаешь наряду с удовольствием от взаимопонимания; с другими же внутренне сжимаешься, выставляешь оборонительные сооружения, чувствуешь себя уличенным в неизвестной болезни и ереси, ощущаешь собственную низость, малостоимость, теряешь все заготовленные ранее аргументы и начинаешь верить в нищету своих ума и сердца? Дело здесь не только в психологическом трюке утаивания недостатков и идёт дальше эффекта "кнута и пряника": человек, сотворённый по образу и подобию Творца, несмотря на грехопадение, продолжает творить. Он творит, прежде всего, своего собеседника, ближнего своего, таким, каким хочет видеть и каков тот в его глазах. Он либо гасит его дух, либо помогает его полёту и развитию. Потому насилие царит, прежде всего, в несказанном, в атмосфере, токах, почве, духе, которые носят с собой люди. Особенно те люди, осуществлению желаний которых вы не служите или, хуже того, помешали.
Это идольская почва, атмосфера и дух. Здесь нельзя "словить за руку", привести к ответу, но всё ясно без слов. В современном мире, как и в прежние времена, царит атмосфера, неблагоприятная для духовности, целостности духа, роста личности. Царит атмосфера давления - одержимости, страшных нечеловеческих вихрей, порождаемых поклонением идее или желанию. "Насиловать человека можно путем угрозы, путем заразы, которая превратилась в коллективное действие. Порабощение есть убийство. Человек всегда посылает человеку токи жизни или токи смерти. И всегда ненависть есть ток смерти, посланный другому и насилующий его. Ненависть всегда хочет лишить свободы. Но поразительно, что и любовь может стать смертельной и послать ток смерти." Как голос звучит только тогда, когда этому соответствует комната или зал, которые резонируют в ответ, так и понимание между двумя возможно только при обоюдном желании, при ответе.
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.