оттого, что что-нибудь либо самим человеком, либо другими поставлено над ним и висит как дамоклов меч. На этом месте, над человеком, лишь Бог может быть. Но на этом месте стоят начальник, жена, Закон, пастор, Церковь, долг, справедливость, труд, сын, жизнь, и т.д. превращённые в идола и занимающие место Бога. Проблема не в Законе, ибо "закон свят, и заповедь свята" (Рим. 7:12), проблема не в Церкви, ибо Христос "предал Себя за неё" (Еф. 5:25), проблема не в авторитете, а в идолопоклонстве. Говорят: "Как могут быть Церковь, семья, Закон, идолами?" А как написано: "Их Бог - чрево" (Флп. 3:19)? Над человеком только Бог может царить - к Нему человек должен стремиться и расти, получая от Него силы и мудрость. Потому отношения между людьми зависят и от отношения каждого человека из них к Духу: к Творцу, к Богу, к духу, а не только к плоти: к человеку и институтам, ко всякому творению. От освобождения человека от идолопоклонства, от любви его к Богу зависит его отношение к ближним. От наличия духа зависят плоды духа (любовь, радость, мир, долготерпение и т.д.) Скажут: "Дух в человеке есть". В идолопоклонниках, в живых мертвецах нет Божьего духа, как написано: "Что возлюбленному Моему в доме Моем, когда в нем совершаются многие непотребства?" (Иер.11:15) Рождением человека в дух чревато лишь освобождение человека от идолопоклонства, ибо рождение свыше, в Царство духа (в Царство Божье) есть освобождение человека от всякого вида рабства тлению, плоти. Ибо Дух, Бог - там, где нет рабства ни у кого и ни у чего. Свободу здесь имею в виду как свободу во Христе, а не вне Его, свободу на её светлой, созидательной стороне. Рабство же есть поклонение идолам, когда трон в сердце человека занят бездушным: тем, что ни Бог, ни человек во Христе. В поклонении кумиру свобода иссякает, разрушая сама себя.
Говорят: "Откуда все это у тебя? Это из пальца высосано. Ничего такого в реальности и нет вовсе". Для обывателей и инфантильных оптимистов, для слепых нет. Для тех, кто поверхностен, кто носит темные или розовые очки, кто духовно толстокож или у кого нет органа чувствительности к злу. Для тех же, кто чувствителен к злу, кто ищет причину трагедии, кто не удовлетворяется неглубокими ответами, иной мир открывается наряду с привычным с детства. Босх и Гойя - это те же Достоевский и Гоголь: мир, полный уродливых физиономий, в котором настоящий человек - словно свет среди тьмы. Чудовища Ф. Гойи, рожи Н. Гоголя, демоны скульптур и фресок Средневековья - не детство человечества или религии, а мир, в котором мы живём: мир сатанического добра. Всякому в определённый момент за милым приятным лицом открывается уродство духа человеческого, приносящего себя и других в жертву своему идолу. В срыве, в конфликте, в столкновении ценностей открываются глаза человеку, и прозревает он на мир отличный от привычной жизни. Мир духов. Только такие моменты, моменты экзистенциальной жизни, моменты перехода к реальности из мира оптимистических молочных грез интересовали Достоевского и Кьеркегора, Вл. Соловьёва и Паскаля. Вот откуда берутся чудовища и их
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.