центре всей жизни христианина, его мыслей и поступков стоит Церковь как Царство Божье на земле в смысле места радости и счастья, убежища от бед и проблем. Да, Царства Божьего заповедано искать прежде, но в Царстве Божьем не приносят интересы одного "муравья" в жертву интересам всего "муравейника". В Царстве Христовом нет поклонения счастью и удовольствию, - в нём нет места гедонизму. Оно сконцентрировано вокруг двух верховных ценностей: Бога и человека, а не вокруг счастья, блаженства или силы. Бог призывает любить Бога и человека, таков Закон, идолопоклонники же начинают любить более всего Церковь, а не конкретную личность Бога и конкретных личностей из людей. Как у коммунистов и у фашистов, в церковном обществе бытует мнение, что истиной обладает не личность, а именно это общество, что личность не может отстаивать истину и обладать ею полноценно. Этот коллективизм церковного сознания враждебен христианскому персонализму и примату ценности личности над ценностью общества. Следует радикально отнести такой коллективизм к иудаизму, а не к христианству: к ветхозаветному сознанию.
Но само церковное общество, имея такие претензии на обладание истиной, любит ли оно истину? В большинстве своём оно не любит истину, по крайней мере, открыто, всем сердцем. Так как мерилом истины и лжи является утилитарный интерес этого общества, то есть ради своего сохранения, ради защиты от воображаемой угрозы ереси или раскола, допускается ложь, клевета, фабрикация мифов об отдельных людях, как бы угрожающих этому коллективу. Может, его интересует свобода? Нет, и она сама по себе также не интересует общину, потому что обычно в общине доминируют потомственные кланы. Обязанность каждому члену Церкви слушаться во всём инструкций пасторов, президентов церковных конференций выводят не только из "всякая душа да будет покорна высшим властям" (Рим. 13:1), но и из сравнения Церкви с телом Христа. Здесь удивительна власть слов над человеком. О христианском же персонализме я продолжу говорить в главе о храме.
Миф из метафоры. Хоть и говорят, что "нужно", мол "больше практики, нежели теории", но видно, что Библию используют для простой, только искусно прикрытой власти над рядовым человеком. И эту власть основывают на власти слов и сравнений, разнообразных поговорок и мифов. Безграничную власть руководства в церкви, его эгоистическое возвышение над рядовыми членами всегда основывали на Св. Писании. Исходя из апостольского сравнения Церкви с телом Христа, говорят "голова управляет рукой, а не рука сама по себе". Но, во-первых, это показывает, что Церковь не есть голова, и что голова её - Христос, а не просто человек, Творец, а не тварь. А во-вторых, это всего лишь метафора, сравнение, имеющее, как и все метафоры, свои жёсткие границы: в единичном человеке Бог может пребывать так же полно, как и в Церкви. Не о том говорю, что нужно нарушать субординацию, но о том, что большинство в Церковной организации, как и в любой другой ор-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.