Идолы и Бог

если человек - лишь инструмент в руках Бога, диавола или природы.

Для большинства людей невозможно причисление чувств и мыслей к одной и той же сущности. Как бы невозможно найти между ними общее, а тем более, наделить их равной духовной ценностью. Побуждения сердца многими причисляются к голосу Духа Святого. Но я не разделяю ни культ интеллекта, ни культ сердца, ни, тем более, чувственности. Сенсуализм, эмпиризм и рационализм давно осмеяны как узкие и поверхностные учения и представления. Причём границы рационализма для меня включают в себя границы и логики, что я объясню в центральной главе, говоря об антиномиях. Также, и сердце человека "лукаво .. и крайне испорчено" (Иер.17:9), потому что, как правило, либо ожесточено злом, закрыто для доверия, для связи с ближним, либо предметом любви и поклонения избрало что-либо, что не Бог. Конечно, для христианина все три: и чувства, и мысли, и сердце человека могут быть святыми, могут быть проявлениями единства воли человека с волей Духа Святого, как написано: "Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению" (Флп. 2:13), и ещё: "у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр.5:14). Но рождённых свыше крайне мало, и потому я заинтересован в том, чтобы показать ясное отличие чувств, мыслей и намерений сердца у сына или дочери Божьих от них же у обывателя.

Плоть - это лишь тело без чувств, мыслей и побуждений сердца, - лишь материальная "оболочка"? Нет. Плоть - это весь обычный человек, не просто тело его, как написано: "Лишилась жизни всякая плоть" (Быт. 7:21), включая и чувства, и мысли, и сердце. И как раз в последних заключена её природа. Все идолы рождаются и творятся мыслью, желанием и побуждением сердца. Идол и есть обоготворённая мысль, желание или побуждение сердца. В силу этого идолопоклонство есть рабство у плоти, у собственной природы, у себя самого, а не исключительно у окружающей природы, у материального мира вещей. Потому именно на эти три силы плоти и были направлены искушения Христа диаволом в пустыне.

Три искушения. Между тремя силами плоти и тремя искушениями есть прямая связь. Три искушения были у Иисуса, и каждое было направлено на определённую сферу плоти. "Сделай хлебы" - касается чувств, ибо мы говорим: "Чувство голода"; "сбросься вниз" - касается ума, ибо касается логических доказательств Божественности и избранности; "поклонись мне" - направлено к сердцу, ибо о поклонении написано: "Всем сердцем" (Втор. 6:5). Потому через три искушения Христа проходят и Его последователи, т.к. написано: "Я есмь путь", т.е. что путь - это такая же жизнь, в том числе и те же искушения. Многие считают, что человек не может быть искушаем так, как его Господь. Но не будем забегать вперёд и здесь говорить об усыновлении Богом человека. В определённых границах можно даже применить такую гиперболу: искушения Христа как Бога для простого человека не так важны, как искушения Христа как человека. В "Братьях Карамазовых", в

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.