V-ой главе пятой книги ("Великий инквизитор") Достоевский утверждает, что перед тремя прельщениями пустыни не устоял исторический католицизм, и ими же поработил большинство человечества. Антихристианство решило заменить сущность Христовой жертвы "чудом, тайной и авторитетом": "Мы исправили подвиг твой и основали его на чуде, тайне и авторитете" (ibid). Желания связаны с чудом, потому что любая похоть сначала была добрым желанием пусть небольшого, но всё-таки чуда среди рутины жизни. Интеллект всегда разгадывает тайны и загадки. А сердце всегда принадлежит какому-нибудь авторитету или кумиру, находится под его влиянием. Из трёх рабств: у чувств, у разума, у сердца Бог выводит нас, словно из Египта. И я говорю не в пользу буддистского отрицания человеческой природы, а лишь против тех чувств, мыслей и движений сердца, которые порабощают волю и дух. По трем путям может идти наш дух, но опасность крушения подстерегает его на любой территории: и на территории чувств, и на территории разума, и там, где начинаются границы сердца (это совсем не означает, что дух должен покинуть эти земли, словно Дух Божий Землю). Я убеждён, что дух человека с помощью Духа Божьего способен объединить три самых важных способности природы человека в их падшем состоянии в единое целое, и овладеть ими. То есть одухотворить плоть так, что она, не переставая искушать человека, будет ему служить.
О рабстве у желаний. Проблема греха даже не в том, что человек может подчиниться хорошему желанию, сделав из него идола, а в том, что высшее подчиняется низшему: деградирует, а не растёт. Воплощённый дух ограничивает себя заботами неодухотворённой плоти.
Плоть - это, прежде всего, чувства. Плоть - это тело, а тело имеет органы чувств и с чувствами неразрывно связано. Чувства - зародыши желаний и сами желания. Плоть - это желания, как написано: "Исполняя желания плоти" (Еф. 2:3). Если говорить о падении Евы, то явно, что диавол нашёл путь именно через плоть. Несмотря на то, что были внутренние аспекты её искушения: недоверие, любопытство и интерес, её грех проявился и совершился в потворстве аппетиту. Целое было поставлено в зависимость от его части. Если же говорить о победе Христа, то искушение хлебами было не в том, чтобы использовать сверхъестественную силу, потому что иначе превращение воды в вино в Кане, воскрешение Лазаря и другие чудеса были бы Его грехами. Искушение было в том, чтобы сделать, как хочет плоть, а не как хочет дух. То есть ограничить себя, существо не только материальное, но и духовное, материальными, животными интересами. Безграничное поставить в зависимость от ограниченного. Целое сделать рабом его части.
Первое искушение - это соблазн предаться чувству или желанию. Т.е. позволить ему управлять тобой. Это и есть похоть. Желание, здоровое и доброе, может превратиться в похоть, как написано: "И попечения о плоти не превращайте в похоти" (Рим. 13:14), если оно не учитывает волю духа. "Похоть" - это то, что управляет человеком:
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.