Идолы и Бог

всем остальным. "Книги Маритена и Гаригу-Лагранжа очень много дают для понимания смысла томизма, значения философии Св. Фомы для католической Церкви, для судьбы религии.. Латинская католическая мысль в лице неотомизма испугалась разрушения религиозных реальностей, испугалась разрыва с классической античностью, столь помогающей повсюду установить формы, различения и границы, испугалась гибели естественного разума и погружения в иррациональный хаос. Она умно и тонко вступилась за философию здравого смысла (le sens commun), как за вечную философию естественного разума, познающего естественный мир"

Рост личности невозможен без познания, но невозможно познание ограничить одним инструментом, когда существуют и другие. Большинство обывателей заражены поклонением разуму, может быть, в силу своей природной интеллектуальной ограниченности: в стремлении компенсировать недостающее. Но в данной книге нет традиционной иерархии, в которой человек, по большому счёту, ставится ниже Бога, женщина - ниже мужчины, плоть - ниже духа, а чувства - ниже ума при любых условиях. В народе до сих пор живо сократо-толстовское верование в силу, мощь разума, в то, что для осуществления Христовых заповедей необходимо лишь просвещение, и что грех, мол, является лишь неумышленной "ошибкой": непониманием, заблуждением. Но античное представление об отличии человека от животных именно как "homo sapiens", т.е. существе, которому свойственен разум, весьма ограничено. Не исключительно разум делает человека человеком, человечным. Я уже упоминал удачный образ отарков у Гансовского. И уже говорил об ап. Павле, о средневековом католицизме, которые убивали плоть, слепо веря в идею спасения народа от губительного влияния ереси на дух, и также в идею очищения души еретиков страданиями. То есть, история учит нас, что люди могут убивать своих ближних за идею: будучи в плену у разума, как бы парадоксально это ни звучало. В узких кругах давно ходит интересная мысль о том, что разум - лишь слуга воли и желания. Сначала человек хочет и делает, а потом создаёт философскую систему, учение или пишет закон для оправдания своих желаний и практики. Таким образом, коварство бывает не только женское, но и мужское.

Фанатизм в любых формах приводит к страданию людей. А фанатизм есть не что иное, как одержимость какой-либо идеей, неспособность вместить идеи иные, отличные от этой идеи. И как одержимость идеей похожа на похоть, т.е. на одержимость желанием! Только слепой не увидит их сходство. "Le sens commun", т.е. "здравый смысл" не может не быть понятием двойственным, отождествляющим ум и чувства, несмотря на commun, т.е. общее как не-индивидуальное, выходящее за пределы единичных ощущений, универсальное. Ум сам по себе глух, слеп и нем, а я бы сказал, что он бессердечен, т.е., как это ни парадоксально звучит, глуп в сфере отношений. Что и подтверждается безумным количеством случаев, ко-

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.