ные способности сами по себе от греха не спасают. Необходимо копать в поисках истины как скрытого сокровища, но как знание само по себе, так и это копание многие сделали идолом и чрез это пали, как пишет Е. Уайт: "Самая высокая цель для вашей молодёжи не должна быть в том, чтобы волочиться за чем-то новым.. Знание само по себе может быть силой для их уничтожения"1 Не так, чтобы познание не важно, ибо Соломон говорит: "Главное - мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум" (Пр. 4:7). Но так, что не всё можно понять умом, как, например, написано: "Мир Божий, который превыше всякого ума" (Флп. 4:7). Такие глубокие реальности и истины, как Троица и Богочеловечество, любовь и благодать, прощение и доверие противоречат логике, парадоксальны, безумны. Но это основы христианской веры. Не зря Бердяев сказал, что "Логика не есть Логос, между логикой и Логосом лежит бездна" Потому что не всё можно понять и принять умом; и иногда то, что трудно понять, необходимо принять безумно, в противовес разуму и рассудку.
"Дискурсивное мышление есть формальный, автоматический аппарат, приводящийся в действие силами, вне его лежащими.. орудие интуиции" Тот, кто не видит в логике оружие, направляемое волей против "врага", - легко ловится в сети интриги и пытается найти доказательства, контраргументы. Фарисеи попросили у Иисуса чуда, но Он не дал им его, так как видел интригу: они бы не поверили бы и настоящему чуду, нашли бы тысячу отговорок. И так - с любой волей, затвердевшей в направлении к какому-либо предмету. Отказ дать доказательство может быть мудростью: виденьем воли за логикой и желанием аргументов.
Итак, умственное "копание" может быть как признаком воли, характера, последовательности, желания расти и двигаться дальше, так и признаком падения человека, желания склонить волю человека к желаемому выбору, одним из видов утончённого, завуалированного насилия.
Одно из пристанищ или форм поклонения уму - позитивизм, схоластика, академическая наука. Есть люди, с большой тоской вздыхающие о средневековом всплеске сил человечества в культуре, науке, богословии и философии. Схоластика для них - часть Ренессанса. Но есть и другое мнение: схоластика славилась формализмом, рационализмом, безжизненностью, отвлечённостью, отсутствием проработанного учения о Духе Святом. Это была сухая поч-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.