Идолы и Бог

ва, исключительно мёртвая вода, - живой благодати в ней не было. Это школьное богословствование и душный интеллектуализм, мертвящая механичность в Бого- и миро-познании, которые возможны были только у педантов и законников. Наука в храме потому востребована, почему обыватель не может устоять во втором искушении: она удовлетворяет требования гарантий, желание толпы пощупать и посмотреть прежде, чем поверить. И это подводит нас к выводу, что храм Божий и храм науки, как правило, несовместимы.

Говоря так, я выступаю не против науки, а против того, чтобы религия и философия заискивали у неё и были её прислужницами. Ведь и в наши дни обе эти сферы человеческой активности в передовых учебных заведениях скромно заискивают у науки и ждут от неё признания, уважения. Как будто бы они в этом нуждаются. Как будто бы у религии нет собственного живительного источника, а философия как будто бы не может существовать вне официальной религии. Именно об этом поётся: "Боже, сколько лет я ищу то, что вечно со мной". Обычные христиане хотят устроиться в чуждом им мире. Они хотят жить как все, и даже не хуже: получать учёные степени, соответствующее жалование, т.е. "занимать положение" в мире. Всё это за счёт компромиссного брака с авторитетом науки, которым и близко не пахло в учении апостолов.

Науке есть место в храме Божьем, но - как прислужницы, а не как госпожи. Никакой наукой невозможно достичь спасения: воскрешения, бессмертия, свободы от греха. Наука игнорирует эти явления и мы получаем только разочарование, если у неё обольщаемся найти ответы на самые главные вопросы нашего бытия. Позитивизм (прошу не путать с оптимизмом): разве это искусство свободы? Разве это Божья мудрость, которая освещает скрытые во мраке душ идолы? Разве он даёт силы оставить этих божков? А затем силы противостоять обольщениям уже извне? Никакая наука не даёт истинное, окончательное знание, - она дает лишь знание условное и относительное. Науке не по зубам то, чем занимаются религия и философия. И она должна знать своё место, не превращаться в культ. Каждой вещи Бог определил своё место в мироздании. Примат научного знания в духовной жизни, в метафизическом - полнейший абсурд. Я против смешения и подмены этих двух понятий, против игры словами, когда наукой называют религию. В том, мол, смысле, что религии "учат"..

"Постой" - скажет вдумчивый читатель, - "а как же католицизм и протестантизм с их колоссальной базой богословских исследований?!" Широко известен тот факт, что томизм признан официальной философией католической церкви. И вот, в своей реакции на модернизм в своих же рядах, католицизм хочет порядка и ясности в богословии и философии, но выходит у него умаление других сфер деятельности человеческой природы, а с этим - и умаление самой человеческой природы, человека как такового. Потому что в человеке и в мире для томистов нет ничего сверхъестественного, Божественного: всё препарировано и

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.