если мы уверены, что на чувства нельзя полагаться, то на мысли нельзя полагаться точно так же, как написано: "Люди, развращённые умом, невежды в вере" (2Тим. 3:8), и: "осквернены и ум их, и совесть" (Тит. 1:15), и ещё: "превратный ум" (Рим. 1:28). Причина существования такого ума - не в нём, а в воле человека, обоготворившего, привязавшегося по-больному, полюбившего сверх меры свой ум, истины, знание, даже мудрость. И к знанию, и к инструменту его обработки невозможно упразднить двойственное отношение. С одной стороны, ум вносит свет, ясность, определённость в нашу жизнь в любой из её сфер, с другой стороны, многие попадаются в ловушку рационализма: соблазна сделать логику мерилом добра и зла, многогранность проявлений жизни втиснуть в рамки интеллектуалистических схем. Подлинные мудрость и знание свободны от поклонения мудрости и знанию, собой не ограничиваясь и в себе не замыкаясь. В центральной главе, говоря об антиномиях, я покажу кардинальное различие мудрости и логики, т.е. границы разума.
Бытие и сознание. Отношение между чувственной и интеллектуальной стихиями сталкиваются в основном философском вопросе. В первом искушении Христа бытие определяет сознание или наоборот? В человеке явна связь духа с плотью: когда человек болеет - весь мир ему кажется тёмной пещерой, солнце светит тусклее и воздух кажется тяжёлым. Весьма вероятно, что болезненные и ущемлённые в каких-либо физических свойствах люди иначе воспринимают мир, нежели люди с сильным здоровьем без каких-либо отклонений. Для таких людей здоровый образ жизни не просто желателен, а спасителен, является основным лекарством. Но о каком здоровом образе жизни может идти речь в том негласном христианстве, которое ненавидит плоть? "Проклят всяк, надеющийся на человека и плоть делающий своею опорою" - вот что мы слышим постоянно в низинах официальной церкви.
С одной стороны, "бытие определяет сознание", с другой - "не под законом, а под благодатью". На самом деле, этот вопрос не так очевиден: смотря что мы имеем ввиду под "бытием". В начале этой части главы я уже говорил, что все три или даже четыре силы плоти могут быть, да и часто являются проводниками и силами природы, как окружающей, так и природы самого человека. То есть они как бы и есть бытие. Но сам человек тоже есть бытие. Бытие, как природа нас окружающая, создана для наших чувств и ума, для того, чтобы трогать наше сердце и наполнять его разнообразными ценностями, но есть соблазн всё своё естество поставить в услужение чувствам, отвлечённому знанию, создав в сердце некое подобие пантеона, склада ценностей. Так происходит захват духа бытием.
Интересен вопрос о реальности самой реальности: может ли быть такое, что материи, реальности, - как бы и нет? Не думаю, что такой вопрос очень глуп. Да, в среде мира может сложиться впечатление, что то, с чем мы сталкиваемся - последняя и конечная реальность, что другого мира быть не может, другого положения вещей с их не-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.