личности, из её трудов бога или богов. Такой истины, такой личности, таких слов и трудов личности, какими они есть на самом деле, толпа не видит: она видит лишь то, что сама придумала и во что поверила. Поэтому Лютер и молился "Боже, избавь меня от таких последователей". То же происходит со всеми святыми писаниями. Библия - не исключение. То же происходит со всеми авторитетами. Авторитет не должен удивляться, когда у него не просят, а уже требуют совершенно не то, чего он ожидал от своих трудов. Пусть личность не удивляется тогда, когда её попытаются подчинить тому богу, которого толпа сделала из неё, и принесут её в жертву ему или её же труду или истине. Толпа фантазирует и из фантазмов толпы появляются боги, только попробуй тронуть их, - и увидишь настоящее лицо толпы: лицо того, кто стоит за ней, лицо сатаны. Но от частных случаев вернёмся опять к сердцу.
Для тех, кто не хочет себя и свой рост ограничивать, сердце есть инструмент роста и развития. Сердце связано с любовью, потому что о любви говорят "дела сердечные", рисуют либо пронзённые амурами, либо разбитые сердца. Также - с совестью и интуицией, потому что говорят "сердце болит о.." и "ощутил, понял сердцем"; и с волей, потому что "отдать сердце" кому-то или чему-то - значит отдать этому душу, подчинить себя этому, как в третьем искушении. Говорят: "это подарок от сердца" и "от сердца отрываю", когда говорят о том, что этому человеку дороже всего. В этом контексте я бы назвал экзистенциальную философию философией человеческого сердца. Итак, сердце - это системное понятие, как любовь и вера. И притом межполовое, интерполовое, ибо, учитывая множество оговорок и исключений, если мужчинам от природы свойственно уклоняться в мысль и идею, и они в них особенно талантливы, а женщинам - в чувства и эмоции, с гениальностью в этой сфере, то сердце могут слушать обое с одинаковой силой и им быть связаны друг с другом. И эта связь может содействовать как развитию, дополнению мира человека, так и деградации, замыканию человека в себе, в собственном мире и оценках.
Мне скажут: легко любить и верить в любовь тогда, когда тебе ещё не разбивали сердце.. Но, с другой стороны, о жестоком человеке говорят "бессердечный". Можно ли это применить к фарисеям? Думаю, да. К педантам и стервам? Ответ очевиден. О некоторых людях говорят, что у них нет сердца. Также говорят, что нужно отдать своё сердце Богу: т.е. не ум, не чувства, не волю. Это естественно: желать лучшего, стремиться к нему, окружать себя лучшими вещами, ради них жертвуя вещами менее ценными. Но неестественно для души человека отдавать вещам своё сердце, свою душу. А свою совесть, долг принимать личные решения - в чужие руки. У большинства людей нет места для другого: в их сердце, в их планах, в их мыслях и чувствах, в их мире нет места ни для кого, кроме них самих. Потому вечная жизнь человека зависит от свободы в смысле широты: от способности вмещать, давать место в своих планах и мыслях другому. От способно-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.