Идолы и Бог

и защитить простую животную похоть, чтобы успокоить совесть, чтобы оправдаться, чтобы быть щитом и покрывалом. Говоря об искушениях Христа, я показывал порочность требования доказательств как желания гарантий, нежелания рисковать и доверять, строить отношения. Т.е. ум бывает слугой и рабом воли, чувства или желания, фобии или реакции. И есть ещё худшее, более утончённое искушение и одержимость. В предыдущей части этой главы уже шла речь о том, что одержимость идеей родственна одержимости похотью, о том, что люди могут убивать своих ближних за идею, или даже гасить их дух, "отжимая" территории для культа своей идеи.

Идеализм как культ идеалов. Г.С. Померанц интересно заметил, что "дьявол начинается с пены на губах ангела.." Но у идеалиста в дурном смысле слова даже пены можно не увидеть. Твой дух он может гасить с улыбкой на устах. Его идеи - это его идеалы: его прелесть. И как развратник перебегает от одной женщины к другой, теряя интерес к тем, которых он добился, так и дурной идеалист перебегает от одной идеи к другой, не будучи способным выработать или избрать какую-то одну, которая вбирала бы в себя качества других и объясняла бы парадоксальность жизни, парадоксальность "проклятых" вопросов. Главный вопрос: может ли истина святая, чистая, хорошо аргументированная, основанная на Св. Писании стать идолом? И также: можно ли любить так, что причинишь этой своей любовью такую боль, которую никто никогда не причинял этому человеку? Я отвечаю на оба вопроса "да". Потому что банально, что человек может любить идеал и идеала добиваться от живого человеческого существа, которому клянётся в любви. Одержимость идеями означает, что голая, рафинированная истина может убить человека, погасив его дух. Как погоня за Моби Диком. И не только в том смысле, что человек довёл себя до такого ничтожного состояния, а в том, что истина сама по себе, без милости, настолько опасна для живого существа, что приводит к разложению его целостности. Я уже говорил о фанатизме как об идеализме. Огонь сам по себе опасен, если не контролировать его, если не следить за техникой безопасности. Он может стать причиной трагедий и смерти, - такова по своей природе кристальная истина: это чистый огонь.

Истина состоит из представлений, из идей. И, по большому счёту, какая разница между почитанием идеи и поклонением идеалу? Идеализм двойственен как в словоупотреблении, так и в последствиях. Им часто обозначают мечтательность, когда говорят о борцах преданных идеям, идеалам. Но очень мало кто замечает, что идеалист, как правило, живёт солипсически замкнутым наедине со своим идеалом, со своей истиной или правдой, живых людей не принимая в расчёт, ценя ими гораздо менее. Он считает, что любит, но его "стеклянная" любовь режет так же больно, как и стекло.

Чем дальше идеалист заходит в своей любви к отвлечённым, неживым принципам и законам, тем больше его притягивает культ женщины, культ рода и послушания природе,

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.