в мире идей, а не в мире людей. Он склонен к максимализму: это слабое его место. Время от времени на него находит и он подчиняет ближних идеалу, который идеален только в его глазах. Это - ограниченность, непонимание того, что изменения должны произойти изнутри человека, а не извне. Им самим возжелаться. Поэтому максимализм сеет злобу и ненависть, вызывает справедливую реакцию. Ведь он есть вымогательство, насилие, подчинение живого существа бездушному идеалу. Это сухой, безблагодатный дух. Это сила и стихия, которые нам нужно покорить в себе. Поддаваться столь естественным движениям гнева и досады на тех людей, которые нарушают закон, кристальные принципы, не соответствуют идеалу, - приятный и лёгкий путь. Перефразировав Пола Янга (Янг У.П., Хижина, "правила и принципы проще, чем взаимоотношения"), можно сказать, что соблюдать правила легче, чем строить взаимоотношения. По большому счёту, идеализм свойственен почти каждому человеку как представителю определённой группы, на которые разлагается общество. Если ты разделяешь принципы этой группы - любовное отношение её членов к тебе возможно, нет - встретишь неприязнь под маской вежливости. Это подводит нас к тому, что спасение, способность любить, зависят от свободы от привязанности к идеалу, от глубокомыслия, от широты взглядов и наличия характера, то есть: от способности делать шаги ради отношений, а не исключительно ради идеалов или мечты. Потому что и о Законе, и об Истине, да и вообще о всякой вещи невозможно мыслить вне связи с живым существом, Богом или человеком. И Закон, и Истина без живого существа, способного их воплотить, превращаются в бессмысленные отвлечённые пустые понятия.
Мне скажут, что известное выражение Достоевского об истине и Христе сейчас слишком многие используют для оправдания своего беззакония, либерализма, нарушения любых норм, правил и традиций. Но Михалыч лишь выступал против чиновничьего, мещанского отношения к истине, вне этого контекста его слова нельзя применять.
О заразной правде. Рефлексия, работа рассудка, разума, есть разложение в обоих смыслах. То, что воспринимается целостным, расщепляется на понятия и идеи. Ум, не натренированный в диалектике и антиномиях, ум обывателя, ум типичного мужчины, разлагает целостные понятия так, что обязательно упраздняет, уничтожает одну из частей. Так, что в итоге получается не сумма, а одно из слагаемых. Ему кажется, что он докопался до правды, и что эту правду должны знать все. Тогда как на самом деле он пытается сделать мир однобоким, рационализированным в дурном смысле слова. И навязывает такой мир или такое понимание мира другим. Ему кажется, что это правда, тогда как это осколок правды, лишь внешне похожий на неё. Такая правда заражает её носителей ограниченностью, нечувствительностью к правде настоящей, более глубокой. Заражает презрением к альтернативному пути. Частичная, осколочная, заразная правда вызывает насилие от физического до психологического, духовного. В предыдущей части этой главы я уже проводил паралле-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.