Выше логики. И Соломон, и Христос защищали не тупое знание, эрудицию или информацию. Гнозис не в поверхностном смысле. Они защищали мудрость, которая, как сказал Павел, "превыше всякого ума". Мудрость нелогичную, антиномичную, парадоксальную. Говоря "нелогичную" я, сознательно прибегаю к гиперболе. Но имею ввиду то, что мудрость внелогична, недоступна логике, так как в один момент охватывает две линии посылок и выводов, а не одну. Почему Христос сказал "не уразумеют сердцем" (Мф. 13:15), сердцем, а не умом? "Не судите, да не судимы будете" - банально, что для данной заповеди есть определённый контекст, исключительно в котором она имеет смысл. Идеалист в дурном смысле слова, на самом деле, мыслит плоско и поверхностно, не проникая в парадоксальные, нелогичные, второй, третий слои ситуации, не "прокусывая" интригу. В первой части этой главы я уже говорил о невинных страданиях. Идолопоклонник почти всегда причину греха видит в том, кто невинен (сравни с Иова 19:28). Потому написано: "Каждый из нас за себя даст отчёт Богу. Не станем же более судить друг друга" (Рим. 14:12,13). Парадоксально, что суд, правда, истина часто у него занимает место Христа, т.е. полноты. Милость, человечность - вытесняются, пренебрегаются. Потому Господь и говорит о тех людях, которых могут осудить согласно логики: "Не согрешил ни он, ни родители его" (Ин. 19:3), и: "Это для того, чтобы на нём явились дела Божьи" (там же); о Лазаре: "Эта болезнь не к смерти, но к славе Божьей, да прославится чрез неё Сын Божий" (Ин. 11:4); об Иове: "Горит гнев Мой.. за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.. принесите за себя жертву" (Иов. 42:7,8), и сам Иов: "О делах, чудных для меня, которых я не знал" (Иов. 42:3). Потому и написано: "Не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке" (1Кор. 4:5). Я уже говорил о логике в отношении к антиномиям, и о так наз. "здравом смысле". Цитируя эти тексты, я не призываю к попустительству и равнодушию, а указываю на многочисленность тех фактов, когда решения суда, Церковного совета, простого человека могут быть ложными, ошибаться в пользу неживого и нечеловеческого, живое и человеческое принося ему в жертву, ибо яд идолопоклонства проник почти во все суждения. Ибо человек обычно судит так, как проще, учитывая только "написано", только одну часть правды, антиномии или парадокса. "Написано также", вторая сторона вопроса даже и в голову не может прийти большинству так наз. "здравомыслящих", потому что они не могут вместить две части истины. Диалектика для них - слишком тяжёлое понятие. Кто-то отвергает Христа, кто-то выходит из себя, прихожанин, якобы познавший Бога, начинает языком или делом отвергать Его, - казалось бы, здесь всё ясно и ошибок в оценке поведения быть не может. Но "каждый за себя даст отчёт Богу". Хотя это и не повод не рисковать и не искать тех праведных, которые смогут принять обличение. Я говорю о том, что жизнь гораздо сложнее наших обычных понятий, оценок и размышлений о ней. Человек гораздо сложнее того, что о нём мыслят. Парадоксально, но наплевать чело-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.