закона не оправдается никакая плоть" (Гал. 2:16), а это то же, что и "Делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть; ибо законом познается грех" (Рим. 3:20). Законники боятся озвучивать эту правду, чтобы не вызвать у народа тяги к беззаконию, к пренебрежению законом, к тёмной свободе. Но всё дело в том, что первый отрывок - из Галат, и неотделим от текста "если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал. 2:21). Потому это не путаница и не смешение; "дела закона" означает и "соблюдение десяти заповедей", а не только церемониального закона Закон десяти заповедей даёт лишь знание правды, а знание не спасает, потому что знания нужно закреплять на практике, а не просто держать в голове. А для закрепления нужны, кроме знания, воля и характер, способность идти против общества, когда оно склоняет к рабской морали. И способность идти до конца, до полного воплощения. Потому только вера во Христа спасает грешника: воплощение Христа в конкретном человеке. И здесь тоже мы встречаемся с подделкой и фальшью.
Возьмём любого апостола. Вера во Христа для апостола не означает обрядность, теоретическое исповедание устава какой-то деноминации, ограничение себя участием в обрядах этой церкви, делами долга. Для апостола вера неразрывно связана с воплощением объекта веры в реальности, во плоти. Это не пассивное ожидание "чудеси с небеси", а осуществление Божьей воли "на земле как на небе". Именно это осуществление для первых христиан подразумевалось под призыванием имени Христа, под оправданием верой в Него, под "облечением в Него", под подлинным познанием Бога.
Помимо воплощения, Христос - не только соблюдающий заповеди, но и милосердный, как написано: "Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Лк. 6:36). А это значит, что не голым соблюдением заповедей, а ещё и долготерпением Христа, Его человеколюбием: теплом, доверием, горячей любовью спасается человек, как написано: "Долготерпение Господа нашего почитайте спасением" (2Пет. 3:15), и: "Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто" (1-е Кор. 13:2). Не Истиной одной, а Милостью, посредничающей между ней и человеком. Союз Истины и Милости даёт силу, составляет человечность. Такая человечность покрывает те грехи, из-за которых отворачиваются от человека, и обличает те, которые поддерживают. Она не мыслит себя без истины, как невеста не мыслит себя без жениха; но, в то же время, содержит в себе то, чему и жених учится.
И я совсем не имею ввиду ту милость, которая у некоторых из нас вызывает тошноту. Фашизм, о котором стало сейчас снова актуально говорить, может быть простой реакцией на слащавость того, что называют "любовью" и «христиан-
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.