Идолы и Бог

солютно равнодушны по отношению к унижению своих близких. Бердяев говорит: "Когда непомерные страдания людей, неслыханную жестокость, торжество зла на земле объясняют греховностью людей, Божьей карой, то это вызывает справедливое возмущение. Греховность всегда была, и более всего страдали совсем не самые греховные. Понимание Промысла как обрушивающейся на людей Божьей кары может вызывать не только возражение, но и негодование" В истории Земли было столько войн и локальных конфликтов, что практически невозможно, чтобы количество несправедливо пострадавших в разной степени ни было просто чудовищным. Религиозный обыватель здесь вставит своё идиотское "они же грешили", но думаю, у него нет ни малейшего понятия о справедливости, о весах, на одной чаше которых преступление, а на другой - наказание. Для адекватных, вменяемых людей наказание должно соответствовать преступлению. Это банально для человека думающего, более того: это соответствует положению вещей в Ветхом завете. Что же говорить о завете новом? Очевидно, что сознание большинства так называемых христиан далеко даже до сознания пророков Ветхого завета. Я говорю не о вечной участи человека - я говорю о страданиях, которые выпадают на его долю.

Добро по завышенной цене. Обычные верующие любят говорить, что какое бы ни было "испытание" или страдание человека, в конце, в конечном итоге, Бог обратит в добро. Никакой лжи здесь, вроде бы, нет, - одна лишь вера в "хэппи энд", в смысл происходящего, каким бы оно бессмысленным ни казалось. Но какова цена этого итогового смысла? Что и чем мы должны заплатить за этот опыт? К.С. Льюис говорит: "Бог всегда может обратить зло в добро..Злой человек обижает ближнего, участвуя тем самым в чистом зле; но Бог использует его дела без воли его и согласия, чтобы произвести новое добро. Итак, добрый служит Богу как сын, злой - как орудие. Что ни делайте, Бог все приведет к добру" "страдание .. не порождает зла. Если оно прошло - оно прошло и сменилось облегчением.. Господь творит сложное, производное добро" (Ibid., с. 97,98), "зло, которое стало горючим или сырьем для нового, более сложного добра" (Ibid., c.72). Такое прекраснодушное отношение! Но из чего, в таком случае, составляется мировое зло, если не из страданий индивидуального человека, как Клайв и пишет далее: "страдание - единственное на свете чистое, неосложненное зло." (ibid.) Выходит, что такова цена, в том числе, и добра. Выходит, нас используют без нашего на то согласия. Типичный верующий с поразительной лёгкостью допускает, что Бог ради спасения одних мучил и насиловал других в потопе, египетских язвах, Содоме и т.д. Но в современную эпоху, эпоху царства денег, отчётливо выгравировался вопрос "какова цена?" Сколько сто-

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.