люции и войны повторяются, в конечном счёте, не достигая своих целей. Смешно ожидать от революции, что богатые поделятся с нищими, что неравенство будет упразднено, глупо ожидать, что человек изменится, когда наряду с праведной борьбой за истину ты практикуешь насилие, ходишь по пути смерти.
Пора полюбить чистоплотность не только целей, но и средств их осуществления. Осуществлять идеалы и благие намерения не лёгким путём антихриста, а тяжёлым путём Христа. Насилием можно временно ограничить, но нельзя сломить злую волю. Убьёшь ты человека, ставшего причиной твоих страданий, - но завтра появится другой, такой же. Пусть и в другой форме, но создающий такие же проблемы. Человек должен свободно, сам возжелать творить добро. Этого можно достичь лишь призывом, словом ненасильнического, свободного характера; и больше нет к этому никаких путей. Ни насилием или принуждением к добру, ни применением силы и "чрезвычайных" мер. Сила - это аргумент вчерашнего дня. Хоть большинство людей на планете и поддаются влиянию, но закон только тогда закон и принцип, когда учитывает все исключения. И вот исключения - это те люди, на которых никакая сила, по большому счёту, не влияет. Известный бывший хоббит, падая в магму, говорил, смотря на кольцо, "моя прелесть", - думаю, что таков, на самом деле, любой человек. А сила: все эти потопы, гоморры, язвы, соляные столбы - в принципе неспособны изменить сердце человека: они только царапают его плоть, вынуждают его выкрутиться из ситуации, чтобы опять вернуться к любимым богам.
Применение силы - необходимость, но не лучший путь. Когда кто-либо кричит, угрожает, повышает тон, наказывает, мстит, становится полицейским над злым - я говорю: "Надолго ли?" Пока был Александр Македонский, Пётр I, пока есть милиция, ремень в руке - стоит империя, государство, семья, соблюдается закон. Отними их - рушится империя, приходят в упадок институты, нет порядка. Ибо нет внутреннего желания, изменения воли (я говорю о том, что государство или институт стоят не на голом насилии, а на активности отдельных личностей, на свободном желании и воле большинства наряду с давлением и принуждением). Полицейские и "чрезвычайные" меры приносят плоды, но не для вечности. Семьдесят лет стояло коммунистическое государство, но пало, потому что было основано на крови, злом осуществляло добро. Многие "исправленные", крещённые в Церковь такими большими усилиями - не на вечность "снопы и плоды". Царство же Божье вечно и крепко, потому что держится на свободе.
О замутнённой истине в Божьем слове. Божье участие никогда не омрачается применением силы к кому-либо, даже к самому злому и недостойному по нашим меркам. И если наши современники представляют Бога настолько жестоким, что приписывают Ему будущие ужасы Откровения, - что говорить о людях старых эпох? Именно таким представлением и объясняются слова Св. Писания, что именно Бог «наслал
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.