вятся идолы. Единство возможно исключительно тогда, когда людей объединяет родственное отношение к Истине.
Авторитет Библии. Мне неоднократно указывали, что для меня, дескать, Св. Писания - не авторитет. Да, в определённом смысле это так: если иметь ввиду классическое понятие "авторитет", которое я раскритиковал выше. Я вижу в Библии влияние двух природ, учитываю человеческий элемент, ограничения языка, национальности, эпохи. Вижу бесчисленное количество гипербол и метафор, которые не могу понимать буквально, как многие верующие. Почему же некоторые относительно ясные умы среди членов церкви так не любят термины "гипербола" и "метафора"? Потому что они не любят символизм. Им кажется, что применение этих понятий к библейскому тексту сделает его аморфным и как бы лживым: сделает его менее точным и менее авторитетным. Я бы сказал: менее научным. Они, не давая себе в этом отчёт, хотят сделать библеистику научной: хотят твёрдых, незыблемых оснований в противовес "бабской" (не скажу: "женской") аморфности и неопределённости. Тогда как настоящие женщины сами в себе не любят не просто ясность и чёткость, а именно рационализацию, которая в стремлении к ясности, уничтожает тайну, органическое, превращая его в далёкий от реальности рафинад понятий, либо в закон, лишающий Истину её творческого, динамического характера. Обычный мужской ум строит монолитные здания законов и принципов потому, что хочет обустроить всё так, чтобы жить не только физически, но и духовно было безопасно: везде были проложены крепкие, надёжные дорожки и мосты. Тогда как духовность не ограничивается хождением: это ещё и полёт, полёт над ценностями, какими бы они ни были..
Авторитаризм и телеология. В Средневековье Фома Аквинский хотел именно этого: сделать теологию обоснованной, аргументированной, согласовав её с наукой, с требованиями разума, т.е. сделать Божье Слово гарантирующим 100%-ную монолитную истину. Именно поэтому католицизм сделал томизм своим официальным учением. Но томизм не так прост, как просты сектанты, утверждающие гарантированность, неоспоримость, законченность Библии.
Параллельно желанию гарантированного знания, параллельно интеллектуализму, в ответ на которые он получил протест в виде учения Дунса Скота, Фома Аквинский утверждал подчинение Бога разуму и истине, т.е. настаивал на приоритете смысла и цели над произволом любого субъекта, даже Бога. По сути, это вопрос о соотношении Истины и авторитета. И вот помимо духовной трусости, консерватизма и страсти к гарантированному знанию, сектантское прельщение библейским текстом как исключительно словом Божьим болеет именно плохой телеологией. Знать волю Божью - значит знать цель, к которой она стремится, послушание без знания цели - признак недоразвитого сознания, отсутствия личности: послушания рабского, из приспособления, из-за авторитета. Некоторым из моих читателей скажу: вы потому так часто не понимаете, о чём я говорю, что ваша мысль не привыкла к свободе.
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.