Идолы и Бог

Потому государство - это обольщение человека властью (как над природой и обстоятельствами, так и над ближним). Бердяев пишет: "Власть есть функция народной жизни" Кроме положительного, это значит, что народ хочет шоу, в котором каждый мог бы представить себя на месте президента, - управлять целой нацией, армией, политикой, министерствами, обладать такими материальными и юридическими возможностями. Если президент не будет всё это демонстрировать - народ поставит другого. "Не тебя они отвергли, а Меня" (1Цар.8:7) значит, что у них другой бог появился.. И подлинно: президент - это бог народа. Это воплощение соблазна народа увидеть и пощупать Бога. Людям нужен живой, видимый бог, вернее множество таких богов, они согласны ими заменить одного подлинного невидимого, как Исав первородство на похлёбку. Власть и есть удовлетворение этой похоти народа. Чиновники просто дают ему то, что он хочет..

Но и за шоу необходимо платить. Ведь есть ещё одна причина авторитаризма и желания быть водимым. Говоря о Церкви, я уже говорил о нежелании толпы решать проблемы широкого диапазона, принимать тяжёлые решения, нести за эти решения ответственность, общаться с "чужими" (т.е. ксенофобия). Власти не только получают желаемое другими, но и являются как бы передовой линией борьбы с проблемами государственного уровня, - с теми проблемами, которые народ не хочет знать, не хочет решать, для чего и выбирает из своей среды "козлов отпущения" и прощает им за это любую мзду. Да, можно говорить о тех "чёрнорабочих": о солдатах, учёных и рядовых работниках, чьими руками эти проблемы решаются. Но совесть тех, кто их направляет, обременяется не меньшим грузом. Я бы сказал: особым грузом. И это бремя, как правило, изменяет человека. Этого уровня ответственности боится толпа, и потому свою совесть вручает в чужие руки. Т.е. государство есть не только обольщение человека властью, - это, как и церковь, замена совести, упрощение призвания: гораздо легче, когда важные вопросы решаешь не ты, а решают за тебя. "Всё, чего ищет человек на земле, то-есть: пред кем преклониться, кому вручить совесть" Всё это иссушает источник человечности. Ведь, лишь некоторые могут противостоять влиянию этой среды и не изменить себе, не став зверем: за воплощение желаний многие платят утратой человеческого образа, утратой свободы, деградацией, духовным разложением.

Последнее утверждение подтверждается библией: образом зверя, что расставляет ценности по своим местам. В книгах Даниила и Откровение власти представлены зверьми в контраст Сыну Человеческому. Бог, таким образом, говорит, во-первых, о том, что, как правило, во власти кесаря всё человеческое утрачено и властвуют примитивные животные инстинкты, а не мудрость и разум (не зря Ф. Ницше называл государство холодным чудовищем:

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2025 Скала свободы. Все права защищены.