Источник

О ложных и подлинных источниках мудрости, свободы и жизни. О христианском отношении к культуре.

Слова, которые говорю я вам, суть дух и жизнь.

Ин. 6:63

Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

Пр. 5:16,17

Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.

Иер. 2:13

Несмотря на прогресс технологий, якобы в морали и общего уровня благосостояния современная жизнь всё по-прежнему напоминает безводную жестокую пустыню: гигантские пространства неблагоприятной для всякого семени, для всего живого земли. Источники подлинной, глубокой, богатой жизни либо засыпаны, либо расположение их известно лишь опытному караванщику. Большей частью своего времени и сил человек занят устроением своей смертной, временной жизни. И смерть к нему приходит не просто из этого устроения, а из тех болезненных желаний, с которыми он её устраивает, из той нездоровой привязанности, которой он мучим и которую испытывает к мёртвым предметам, существам, к бездушному и бездуховному миру. В этой пустыне, как написано: "Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион" (Ис. 64:10) необходимо знать, где источник сил и вдохновения, свободы и подлинной жизни. Я хочу говорить о свободе и творчестве как источнике жизни: сил, опыта и мудрости. Творчестве как свободе от идолов, как создании более человечного мира. Хотелось бы сказать о том, посредством чего человек становится более человечен, подлинно человечен, посредством чего он приобщается к Богочеловеческому коллективу, к соборной Церкви подлинно живых и вечных существ.

Есть два качества, два мира, два состояния человека, причём одно легко, динамически может переходить в одном и том же человеческом существе в другое. В одном из них человек сеет, несёт смерть, мешает жизни, всякому движению; в другом жизнь, движение, новизна струятся из него так, словно открылись ворота мира иного, словно из него начал бить источник. Слишком хорошо известно, что существуют два царства, два мира, граница между которыми может быть не только туманной, но и явной, определённой. Эту границу проводили Христос и апостолы, об этих "двух градах" писал А. Августин, об этих двух мирах как о двух деревьях говорил Я. Беме, суть этих двух царств передал Н. Бердяев в "Царстве духа и царстве кесаря". В жизни средней, смешанной выделяются два класса, два вида людей: мёртвые и живые, те, кто богаты частностями и истребляют носителей частностей других, и те, кто творят полноту, совершенство, красоту. И необязательно в материальном мире.

Да, на поверхности каждый человек - неповторимый мир, каждый понимает по-своему, но отсюда непонимание, ссоры, вражда и реакция. Из-

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.