Источник

о Духе, о Христе, о Боге обычные верующие лишены нормального зрения, они, убрав человека из Божества, оскопили всю Троицу, превратив её, как сказал ап. Иаков, в "волну, ветром развеваемую". Их проповеди - платонические, родственны размышлениям Платона о мире эйдосов. Это демагогия неогреков под религиозными одеждами, разговоры, заражённые дуализмом, дающие право существовать только духу, но не плоти, не материи, - не их союзу, т.е. душе, т.е. жизни, - это безжизненные разговоры дурных идеалистов. Это детские болтовня, мечтательность и иллюзии: бегство от мира сего в мир фантазий. Потому Ницше имел право критиковать такое христианство: он вырос из христианства детского, но не стал ещё совершеннолетним (в чём его трагедия). В религии совершеннолетних дух не отрицает, а преображает, спасает, освобождает плоть, т.е. человека. Потому только подлинное христианство может говорить о воплощении идеала, Божественного Слова или Духа в человеческой плоти, в словах и делах обывателя. Подлинным учением о Св. Духе может быть лишь учение в связи с воплощённым Духом Христовым, с камнем, наполняющем всю Землю, с Храмом из Откровения, с человеком, живущим как Христос. Но лишь единицы несут подлинно христианское отношение к человеку, к женщине, к плоти. И почти никто не несёт это учение собой, своим характером, своими поступками.

Чем же тогда отличается традиционная религия от натурфилософии (верующий от язычника)? Ничем: та же всемогущая воля, тот же детерминизм и отрицание свободной воли человека, умаление его признанием более частью и инструментом, нежели венцом, - то же раболепие и несвобода, только под более изысканными покрывалами. Потому обычно в организации церковной действуют те же законы, что и в любой организации светской. Потому, как правило, закрыты ворота для истины настоящей: благоговение и почет отдаются силе, власти и авторитету, богатству и процветанию. Принимается человек средний, не только остерегающийся зла большого, что похвально, но и опасающийся искать истину более глубокую. Из-за этого не только отъявленный злодей, но, что самое важное, и пророк оказываются за бортом общественной жизни. Существует прокрустово ложе официальной церкви: она, по Лаодикийскому духу своему не способная ни к настоящему злу, ни к подлинной святости, избавляется от блудниц и мытарей, не может терпеть гениев и святых. Они ей не нужны. Ей нужно "ни рыба, ни мясо": обыватель, который научился своей похоти придавать вид добродетели. Потому в церковных академических учреждениях царствует не Истина, а информация, не мудрость, а наука. В протестантскихпротестантских семинариях и академиях - лишь схоластика в самом примитивном, зачаточном виде, аристотелизм в духовной жизни, рабство у науки. Поощряется то же, что и в дни Жульена (Стендаль). Почитается внешняя красота как покрывало для внутреннего уродства. Я говорю о приличиях, обрядах и добрых делах. Да, внутреннюю бездну вроде бы сдерживают берега внешние. Но так языческие стада собираются вокруг табу рода и его желаний, а религиозные - вокруг них и ещё вокруг табу идейных. На самом же деле, в Святом святых своего храма каждый кадит своему идолу. И внутренняя бездна лишь прикрыта множеством

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.