Источник

плод, отчуждаясь от него, порабощает его, становится источником его падения, деградации и гибели.

Кто-то здесь увидит анархические, асоциальные нотки, призыв к тому, чтобы стать мизантропом. Читайте лучше и раскрывайте глаза шире, отдохните и перечитайте ещё раз, чтобы не родить - сказать или сделать - глупость.

Человек может прожить всю свою жизнь вне себя, так никогда и не войдя в Святое святых своего храма. Более того: коллектив, и особенно, как ни странно, коллектив религиозный, обычно укрепляет стадные, животные инстинкты человека, становясь между ним и его призванием, его оригинальностью, мешая становлению и росту, мешая узнать Истину и познать Бога. В центральной главе я уже говорил об обывателе и его звериной природе в противоположность оригинальности и творческой натуре единиц. Чем больше организация, тем сильнее её влияние на индивидуальность, тем тяжелее оторваться от организационного "тела" и посмотреть на него со стороны. "Тело" мнит себя обладателем некоей истины, которой якобы нет у других "тел". Оно превозносит себя над другими, гордясь собой. И здесь история удивительно подтверждает слова "будут первые последними, и последние первыми" (Мф. 19:30). Я говорю о том, что подлинное назначение человека, волю Божью о нём, так называемые язычники открыли и начали осуществлять быстрее и полнее, нежели люди верующие, религиозные. А единицы - лучше, чем организации. Обычная религия мешает всякому возвышению рядового единичного человека, каким бы оно ни было. Она пытается втоптать его в грязь, пробудить чувство ненависти к самому себе. Хоть в светской жизни и ничуть не меньше зла, поразительно отношение "первых" к "последним": верующих и мнящих себя учителями морали к культуре, к творчеству вообще и к миру. Говоря об истории, культуре и утилитаризме в отношении к ним, я хочу изобличить тот дух, который опустынивает почву, мешая душе человека раскрыться в творчестве как её истинном предназначении.

Изоляция миров. Весь человеческий мир пропитан духом богатства, выгоды, пользы, - обывательским, утилитарным духом. Он и порождает разделение на первых и последних, вражду между ними. Он раскалывает человечество на множество враждующих группировок. И одна из этих пар - среды языческая и религиозная. Если "язычники" оставляют человека наедине с собой без Бога, без свободной, подвижной, целостной жизни Духа, то "верующие" обычно вообще не допускают творчества человека, позволяя лишь творчество Бога. Нет, они позволяют творчество, но только то, которое признано полезным, признано религиозной толпой и авторитетами. И ни в коем случае не разрешают сравнивать творчество Бога и творчество человека, в принципе сводя творчество человека к нулю. Если одни ограничивают человека в пределах успеха, признания и рода, то другие позволяют ему быть лишь инструментом, бездумным средством, материалом в руках Ваятеля. И ни те, ни другие не позволяют человеческой природе преобразиться, преобразиться в творчестве живой личности, а не только каменных статуй и отвлечённых духов. И если вполне понятно такое отношение к человеку прирождённых идолопоклонников, то

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.