Источник

откуда оно взялось у якобы поклоняющихся живому Духу? Они вечно относятся к культуре, к миру человеческого творчества и вообще к миру как к "внебожественному", незаконному, гордому, падшему.

Сосуществование в Св. Писании текстов "ибо так возлюбил Бог мир" и "не любите мира, ни того, что в мире" учит нас двойственному отношению к миру, эти тексты говорят о нём не как о чёрном или белом, а как о смешанном. Это мир двух миров, двух царств, двух отношений к жизни, и наряду с этим мир, двойственность которого является не только вне-божественностью и отпадением, но трагедией и опытом, прибылью в Божественной жизни. Так на мир и на "язычество" мало кто смотрит из так называемых "слуг Божьих". Я хочу сказать, что мир есть не только зло и противостояние Добру, но и путь человека к совершенному возрасту, к Богосыновству. Да, это испытание и познание всех околиц свободы, но у некоторых - с тем, чтобы выйти на её созидательные, прибыльные пути и территории. Это совсем не означает, что зло необходимо для осуществления добра: во второй главе я уже показал, что зло в человеке уничтожает всякое добро в нём, потому что является крушением, рабством и смертью духа. Это означает, что мир, который предписано и любить, и ненавидеть, включает в себя нечто ценное.

Так называемые верующие смотрят на историю как на одолжение, толерантность Бога в отношении к человеку. По их сценарию, человек, словно непокорная женщина или спесивый раб, должен раскаяться в утверждении своей воли, своих желаний и пассивно исполнить волю Божью, стать инструментом в руке Творца, и не более того. Думаю, это проекция, приписывание Богу собственных желаний и воли: у человека не получается покорить природу и ближнего или ближнюю, и он создаёт религию, которая оправдывает, компенсирует его неудачи. Это теология тех, кто смотрят на всех сверху вниз, кто сами к настоящей любви неспособны. Но так ли Бог жесток, что только "терпит" человечество? Достаточно ли тупо, по-солдафонски исполнять чью-то волю, быть всего лишь инструментом? Достаточно ли блудному сыну просто вернуться туда, где был? Говорят, что Бог как Дух заинтересован в изменении характера. Но плод роста, возмужания человека до творческого возраста Отца, не лучше ли, не слаще ли плода бесприбыльного возвращения в отеческий дом пусть даже и с опытом (познания добра и зла)? Более предпочтительно, что вот из-за этого сладкого плода и существует история, вот из-за этой прибыли и "терпит" Бог человечество. Это значит не только что история человечества соизмерима с судьбой отдельного человека, потому что в большом происходят те же процессы, что и в малом, но и то, что высшее назначение человека - в творчестве: не только в подражании героям Библии, но и в подвиге, достойном отображения в Св. Писаниях. Это значит, что творчество - божественное призвание человека, пик и выражение его праведности и святости.

О творчестве. Тут скажут: "причём тут книги и картины до спасения души". Я говорю об овладении собственным духом, характером и природой, которое учит, как овладеть природой внешней, общей. Это для нас творчество и спасение не связа-

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2020 Скала свободы. Все права защищены.