Источник

ны друг с другом, потому что оба в нашем мире деградировали в нечто примитивное и узкое. Для Бога же одно связано с другим и невозможно мыслить одно без другого. Я уже говорил, что от искушения человек может убежать только в собственное, индивидуальное призвание, и только в нём может быть счастлив, только в нём с Божьей помощью может укрепить и взрастить собственную личность как силу противления всему мирскому и плотскому. Только найдя и развивая собственное призвание, человек может разжечь угасший, угашенный его ближними дух, чтобы увидеть духовное: т.е. целостное, Божье, глубокое, и увидев, отобразить прежде всего в себе, в собственном характере и воле, в собственной природе.

В то время как в религиозном мире такая праведность является до сих пор камнем преткновения. Так наз. христиане теряют её из виду, оскопляя, опустошая, примитивизируя свою жизнь; "язычники" же тем временем прежде них идут в царство Божье за счёт творчества более человечного мира, более благотворного для человеческого духа, в литературе, музыке, живописи и других направлениях культуры. Назначением культуры всегда было культивирование, раскрытие талантов и способностей человеческого существа. Это значит, что наряду со Св. Писанием бьют другие, пренебрежённые религиозным человечеством источники, и бьют они совсем не из навозной кучи, как об этом любят отзываться те, кто должен бы быть носителем высшей культуры.

Религиозная часть человечества множество раз повторяла и повторяет ошибку фарисеев, просмотревших пришествие Мессии: идолопоклонство у Бога толкает его на нелюбовное, презрительное и подозрительное отношение к творчеству писателей и художников, поэтов и музыкантов, певцов и режиссёров. Более того: на уничтожение всего самого красивого и оригинального. История открывает перед человеком не только его славу, но и его позор: самое последнее богоотступничество, по свидетельству ап. Павла, самая последняя хула (а в центре истории - не только явление Христа, но и явление антихриста, 13-ть веков "великой скорби") происходила не от язычников, а от людей религиозных, набожных. Есть вещи, на которые способны только "верующие". Об этом красноречиво говорит Средневековье минувшее, об этом ещё раз скажет Средневековье уже наступившее. Изменился ли их характер и дух? Сплошь и рядом они за Богом не видят человека: его мир, его язык, его чувства и идеи, мысли и переживания. Это совсем не значит, что без Бога лучше живётся человеку, это лишь значит, что поклонение Богу как идолу в религиозной среде - предел, апогей отступничества человека в истории, испытания им свободы. Здесь те, кто отрицает, стали частью того, что отрицают. Это значит, что подлинное христианство начинается только тогда, когда человек начинает заботиться не только о Боге и Божественном, но и о человеке и человеческом в лучшем значении этого слова; когда наряду со Св. Писанием начинает уважать труды тех, кто так же, как и герои Библии, ошибался, но так же и высоко поднимался в своём творческом, сыновнем призвании. Здесь также открываются источники жизни.

Слушать онлайн
Комментарии
Добавить комментарий
« Скрыть форму
» Добавить комментарий

Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.