всё, что им служит, - им не интересна историческая судьба всего остального мира с его множеством культур.
Для чего нужны сказки, художественные фильмы, фантастика, музыка, романы? Обычный правдолюбец, рационалист, мужлан и педант истины охарактеризует их одним словом: ложь. Но бессмысленное, ночное, бесприбыльное, иррациональное так же нужно, как и полезное: коммунистический, излишне рациональный подход обезвоживает, опустынивает, несёт смерть всему живому и здоровому. В главе об идолах, в разделе о полах я уже говорил, что иррациональное и безумное в такой же степени полезно, что и рациональное, умное, логическое: оно отвлекает, освобождает, помогает отдохнуть, набраться сил, разжечь угасший дух, вдохновляет. А именно таким иррациональным является для обывателей и серых верующих плоды культуры. Поразительно, что в глазах сектанта труд самых лучших становится вдруг почему-то не нужен: Моцарт, Бетховен, Бах становятся пустыми колебаниями воздуха; Винчи, Врубель, Иванов - кусками краски; Достоевский, Ибсен, Бердяев - напрасным переводом времени и бумаги.. Большинство так называемых христиан ценят авторитетными писаниями в ущерб ценностям культуры. Например, у большинства адвентистов есть место для размышления о заповедях, но нет для размышления о художественной или философской литературе, которая негласно считается "навозной кучей". Для меня же "Суббота важнее Баха" - это сектантство, деградация духа.
Да, с течением времени культура не только растёт, но и убывает, хиреет; это относится и к христианству, единому в начале, затем расколовшемуся и совсем распавшемуся в протестантизме. Хотя, с другой стороны, это процесс не дробления-распада, а вычленения из монолитной бесцветной массы, процесс становления личности: католицизма, православия, протестантизма, словно формирования мужчины и женщины из младенца. Ребёнок может пойти дальше своих родителей, сделав выводы из их поведения, он может и вступить с ними в конфликт: так и религия на пике своего развития, в протестантизме, отрицает культуру, её значение, её смысл. Это значит, что растёт раскол между мещанами и настоящей интеллигенцией, между обывателями и "мечтателями". Это значит, что культура также подвергается суду и вынуждена оправдаться, найти основания для своего существования. Также, как и род, она должна очиститься от "творчества" всего мёртвого, частного и неглубокого. И вернуться, заново научиться у Бога созданию живого и вечного. Но вернёмся опять к реакции на культуру в религиозной среде.
Неужели 20-ть веков человечество мучилось и страдало, вкладывая душу в свои произведения только ради того, чтобы какой-то соло-скриптурист сказал: "Библия важнее всех произведений культуры!"? . Библия несомненно важнее, но не так, чтобы всё, кроме неё одной,
Любое использование материалов сайта разрешено
при условии ссылки на автора или данный сайт.
© 2024 Скала свободы. Все права защищены.